Поговорить с командиром удмуртского студенческого отряда «Ланселот» Мариной Митровой мне удалось не сразу. Сначала ей надо было заниматься посадкой пассажиров, потом собирать билеты и напоить страждущих чаем.

– Меня в студенческий отряд проводников «Ланселот» пригласила подруга, – начала рассказывать о себе Марина, которая работает проводницей уже второй год. – На собрании нам рассказали, в чём заключается работа, и меня она очень заинтересовала. Я вступила в отряд в октябре 2012 года. С конца июня прошлого года я начала работать. Курсы прошла заочно, после работы. Первый рейс был стажировочным. Он был страшным. Мы не знали, как разговаривать с пассажирами, начальником поезда. Рейс был семидневным – Котлас – Воркута через Москву. На удивление пассажиры очень хорошо отнеслись к нам, они были доброжелательными, радовались, что мы такие молодые, симпатичные.

Мой вопрос о том, продавала ли Марина пассажирам водку, вызвал недоумение:

– Что? Водку. Нет, такого не было

– А зайцев брали? – не успокаивалась я. Уж очень хотелось услышать побольше «вкусных» рабочих моментов, которых было предостаточно у меня, когда я работала проводницей в студенческие годы. Я сама, каюсь, зайцев пару раз брала – уж очень они просились, но водку никогда не продавала. Не позволяла моя педагогическая студенческая совесть. И я, кстати, не состояла в отряде.

– Нет, мы такого себе не позволяем, – продолжала Марина.

Чтобы услышать мнение о молодых работниках со стороны, я поймала пробегавшего по проходу вагона начальника поезда.

– Ревизоры их очень хвалили. Сказали: «Молодцы», – улыбается Иван Суровцев, который на железной дороге уже 30 лет. – Я студентов по-разному называю: террористы, интерны. В прошлом году удивили меня вопросом: «А где мы спать будем?»

Дело в том, что студенты-проводники из отряда «Ланселот» всю Целину живут в Костроме в вагоне с биотуалетами (напомним, Целиной называются два месяца, что ребята работают и живут вместе. Целина считается «годом», в течение которого студенты успевают отметить 23 февраля (23 июля), 8 марта (8 августа), Новый год (с 31 июля на 1 августа).

– Быт у них обустроен. В здании резерва есть кухня, стиральная машина, – продолжает начальник поезда.

По выходным отряд не только отдыхает, но и занимается спортом  (студенты по утрам бегают), проводит все положенные в отрядной жизни мероприятия.

Также, как и во всех остальных студенческих отрядах, выпивка у «Ланселота» не в чести. 

– Мы закопали «зелёного змия», которого сделали из подручных материалов. Нарушение сухого закона может грозить получением чёрной звезды. Чёрные звёзды даются студенту-проводнику за нарушение определённых правил: техники безопасности, устава нашей организации и за увольнение раньше срока. Если студент получил чёрную звезду, то его выгоняют, – объясняет Марина. – Кстати, мы не пьём даже во время наших свадеб.

– Что за свадьбы? – спрашиваю я.

– Всё как в жизни, – говорит Марина. – Если парню приглянулась девушка – мы можем их свести. Затем организовать выкуп, за которым последует импровизированная свадьба. Я её ещё не организовывала – мне только предстоит.

Оказалось, что в отряде, которым командует девушка, из 32 человек 6 юношей и все они «пристроены». Комиссар Елизавета, одна из счастливчиков, которая нашла себе молодого человека, оказалась неподалёку – в соседнем вагоне. Про свою предстоящую «свадьбу» девушка говорить не захотела – застеснялась, зато с удовольствием рассказала о работе:

– Первый рейс был очень трудным, но меня  порадовало отношение пассажиров. Мы им понравились. Они старались нам помочь. 

Самым тяжёлым в своей работе проводники считают тот момент, когда надо будить пассажиров.

– Они так сладко спят! – в один голос восклицают Марина и Елизавета.