– Первого сентября дети сами решали, какой урок им посетить. Кто-то выбирал лекцию, посвящённую трагедии в Беслане, другие – вхождению Крыма в состав России, – рассказывает мне заместитель директора по учебно-воспитательной работе Белогорской общеобразовательной школы №3 Галина Хомякова. Она по совместительству учитель истории. Мы сидим в её кабинете. Завуч немного волнуется, особенно её настораживает диктофон. Впрочем, в школу меня пустили с порога – предварительно о встрече я не просил и о своём визите никого не предупреждал. – Это было очень волнительно для нас. Но дети, конечно, знают, что происходит. И воспитательная работа проводится.

Слева от меня лежит стопка учебников по обществознанию. На обложке – российский триколор. Спрашиваю, все ли учебники есть у школы.

– Их привезли ещё весной, – напряжение с лица Галины Николаевны уходит, она даже улыбается. – Количество – точно по заявке. Мы даже планы на год успели согласовать ещё летом. Единственная сложность – программу для выпускников пришлось уплотнять. А так новым стандартам у нас не соответствуют 8 кабинетов. То есть скоро у нас будет 9 современных аудиторий, а не одна. Плюс мы получаем хорошую заработную плату, стабильно. Она значительно выросла.
Галина Николаевна рассказывает о том, что стало лучше, чётко и гладко. Мне кажется, совершенно искренне. Поэтому я прошу её поговорить с выпускниками. Она соглашается.

– Я только пойду, соберу их и к вам приведу, – обещает она.

– А, может, я сам к ним? – уточняю.

– Нет-нет, подождите пару минут, я быстро, – обещает учительница.
Пока она пытается выловить отличников в школьных коридорах, я выхожу из кабинета. Мимо меня проносится стайка семиклашек.

– Сама такая, – ругает одноклассницу одна из легкоатлеток и опускает учебник с российским триколором на обложке на её поясницу. Облегчённая по всем российским стандартам книга издательства «Просвещение» издаёт легкий «бум». Галина Николаевна возвращается с четырьмя детьми. Меня сажает на своё место. Я начинаю перекрёстный допрос.

– Ваш завуч говорит, что переход от Украины к России учителям даётся спокойно. А сами-то вы что думаете? Вам сложнее или легче стало учиться после того, как Крым...

– Это политический вопрос, – уточняет Галина Николаевна.

– А я отвечу, – вызывается Николай Бугаенко. Он спортсмен и хорошист, собирается в таможенный университет. – Я рад был, люблю Россию. Даже на соревнованиях за неё болел.

– Но ведь вам учиться стало сложнее, к экзаменам готовиться? Я бы не любил того, кто заставляет меня больше учиться, – уточняю я.

– Да, было лучше, – признаётся хорошистка и будущий филолог или востоковед Фериде Факидова, косясь на учителя. – Было проще и больше уроков татарского, а для меня это очень важно. Сейчас я даже не знаю, какие экзамены буду сдавать в вуз, – они нам программу не прислали. Плюс приходится больше читать русскую литературу и учить язык – мы-то вообще по украинской программе готовились.

– Но среди вас есть и отличница, – обращаюсь я к стипендиату Госсовета Саре Бакеевой. Она пока выбирает, на кого будет учиться – на художника или математика. – Как ты всё успеваешь?

– Я прихожу домой примерно в 16 часов и учусь до позднего вечера. Всё время учусь, – серьёзно отвечает Саре и виновато улыбается. – Зато в свободное время читаю русскую литературу, нам ведь по ней экзамены сдавать.

– Вы ведь знаете, что вам будут сделаны определённые поблажки при поступлении в вузы России?

– Знаем, – разряжает обстановку Николай. – Я тут подумал, а не попробовать ли мне и в Хогвартс поступить, пока возможность есть.