Потребительская инфляция в России продолжает разгоняться. По данным Минэкономразвития, отражённым в докладе о текущей ситуации в экономике, цены на продукты в январе выросли на 5,7% (побит рекорд 15-летней давности). За год (январь 2014-го к январю 2015-го) показатель составил 20,7%. Основной вклад в цифры первого месяца года внесла плодоовощная продукция. Подорожание на 22% за январь чиновники называют беспрецедентным. Цены на овощи массового потребления (капуста, лук и морковь) выросли на 27,9%, картофель прибавил 17,4%, фрукты – 16,7%.

Среди санкционных продуктов за год (январь 2014 года к январю 2015-го), по данным МЭР, больше всего подорожали рыба и морепродукты (25,8%), мясо и птица (24,1%), сыр (22,9%), сливочное масло (17,3%) и молочная продукция (15,9%). В списке несанкционных – сахар (68,1%), крупа и бобовые (45%), яйца (19%), макароны (14,6%) и хлебобулочная продукция (11%).

По словам Сергея Хестанова, доцента кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кроме обвала рубля и формирования дефицита на рынке из-за эмбарго свою лепту в стремительный рост цен внесла специфика товарной группы.

– Спрос на другие товары эластичен, – рассказывает он Metro. – Нет денег – дольше эксплуатируем свой компьютер или автомобиль. С продуктами такого не бывает. Нельзя отложить потребление мяса до лучших времён.

Годовая инфляция в 20,7% – показатель условный, «средняя температура», продолжает эксперт. Основной рост цен пришёлся на осень и зиму. На некоторые продукты цены в какой-то момент могли вырасти на 50–100%.

– И конечно, этими 20,7% дело не ограничится, – заключает Хестанов. – Инфляция будет не просто выше по итогам года, но существенно выше.

По итогам 2015 года может достичь 28-30%, говорит Кира Юхтенко, ведущий аналитик FBS.

– Многое будет зависеть от курса рубля: доля валютной составляющей в себестоимости большинства отечественных продуктов превышает 50%, – отмечает она. – Кроме того, после закрытия рынка для иностранных компаний снизилась конкуренция. В результате, у отечественных продавцов, фактически, не остается необходимости сдерживать рост цен. И еще один важный момент: сейчас еще не до конца израсходованы складские запасы, закупленные до декабрьского валютного коллапса. Когда все они закончатся, мы увидим новый рывок цен на продукты питания.

Согласно данным министерства, цены на непродовольственные товары выросли в январе на 3,2%, в годовом исчислении – на 11,2%, что также «является самым высоким ростом за последние 15 лет». Тот факт, что крупнейшие торговые сети страны заморозили цены на 20 видов продукции на два месяца, может сыграть против потребителей, считает экономист Владимир Козловский.

– Производители ряда товарных категорий уже заявили, что сетевики ставят их в сложное положение, – отмечает эксперт. – Они вынуждены будут сократить ассортимент, отдавая предпочтения тому, что лучше всего продаётся. Кроме того, сами магазины, замораживая цены на один товары, не будут сдерживать рост других. И те могут подорожать сильнее.