Совсем недавно в марокканской части пустыни Сахара завершился самый сложный забег на планете – шестидневный Пустынный марафон "Марафон де Сабль" (МДС).

Дистанцию в 257 километров, а это шесть стандартных марафонов, первой среди женщин преодолела россиянка Наталья Седых. 28-летняя спортсменка из Перми обошла более тысячи соперников и стала чемпионкой Пустынного марафона в Сахаре в 2016 году.

Корреспондент Metro встретился с бегуньей и узнал, как ей удалось это сделать, и что самое главное в марафоне по пустыне.

Поздравляем вас с победой! Как долго вы к ней шли?
– Один год. Я бежала уже второй раз эту гонку. И в первый раз, когда я туда ехала, абсолютно не понимала, куда еду и зачем... И вообще, я в пустыне ни разу не была и не видела песков. Я ехала туда больше как турист, посмотреть, что это и как я это восприму. Я на самом деле и не понимала, что из этого получится и особых ожиданий у меня не было. Да, я поставила себе цель достойно показать себя на фоне российский команды.

Когда я туда приехала, поняла, что эта гонка не имеет отношения к лёгкой атлетике, которой я обычно занималась, это такое безумное мероприятие для тех, кто ищет чего-то нового. Эта гонка позиционируется во всём мире как одна из самых опасных и экстремальных – и это правда.

Однако, профессиональных спортсменов там практически нет, потому что профессиональная элита на такую гонку не поедет: это очень дорого, высок риск травмироваться и нет никакого заработка.

Как нет заработка, призёрам гонки не платят денежный приз?
– Там есть приз, но относительно стартового взноса он такой ничтожный.

Сколько стартовый взнос?
– Если с трансфером из Парижа до Марокко (Париж – место сбора всех участников), то где-то 3200 евро – это на следующий год будет. А призовой фонд там относительно не высокий, и это говорит о том, что эта гонка никак не коммерческая, но люди туда едут не за этим.

А кто участвует в подобных соревнованиях?
– На мой взгляд, есть две категории спортсменов, которые туда приезжают: это спортсмены-смертники, вроде меня, которым уже не светит никакая Олимпиада, но которые что-то умеют и им себя особо-то не жалко. И вторые – люди, которые не стремятся ни в какой ТОП, а просто хотят испытать какое-то приключение в жизни.

Кстати об эмоциях, когда вы финишировали, что почувствовали? Сразу пришло осознание того, что вы первая?
– Все свои спортивные успехи я воспринимаю достаточно легко, потому что я не воспринимаю свои успехи, как нечто невероятное. Все свои успехи я могу разделить на нескольких людей – это врач, который меня когда-то восстановил, массажисты, спонсоры... А вот неудачи я приписываю только себе. Такой подход помогает мне справляться с какими-то сложностями и не буксовать на месте.

На протяжении всей гонки я старалась особо не эмоциональничать. Есть такое понятие – "копиться" перед стартом. Гонка – это битва, когда ты бьёшься за лидерскую позицию, внутри тебя должна кипеть энергия, которую ты выплёскиваешь именно ради того, чтобы добиться результата. Поэтому когда я выиграла первый этап, второй и третий – эмоциональничали окружающие, но я была холодна и понимала, что это ещё не конец гонки. Я не придавалась каки-то эмоциям вплоть до финиша и проверки рюкзака, потому что если у тебя будет 9 булавок вместо положенных 10-ти, могут выписать штраф. Особенно если ты россиянка и если хочешь попасть на первую строчку. Я чувствовала, что французы-организаторы делают большие ставки на свою спортсменку, которая в результате пришла вторая.

Вы сказали, что чувствовали какое-то предвзятое отношение к себе как к россиянке. Как это проявлялось?
– Я не хочу разжигать никакой межнациональный конфликт на этой почве, просто чисто субъективно мне так казалось. Может быть, они ко всем так дотошно относятся, но казалась, что слишком жёстко они проверяют мой рюкзак и не слишком искренне радуются за меня. Возможно, мне просто так показалось.

Судя по вашим словам, первое место на Пустынном марафоне – не главная победа в вашей жизни?
– Абсолютно нет. Много лет назад, когда на чемпионате России я бежала 10 тысяч метров и выполнила мастера спорта, став 10-ой среди женщин России - для меня этот результат до сих пор кажется очень высоким, потому что я билась среди сильнейших. А МДС - я не могу сказать, что это гонка сильнейших, потому что туда отбор коммерческий.

Это был ваш первый забег именно в пустыне, можете назвать главные трудности, с которыми пришлось столкнуться. Было желание всё бросить и сойти с дистанции?
– Конечно, организаторы стараются оправдать бренд самой невероятно сложной гонки – об этом говорит и трасса, и условия, которые они предлагают: бежать по Сахаре с ограниченным количеством воды без какой-то поддержки, всё тащить на себе – еду, спальный мешок...

Да, это было сложно, я никому не желаю бегать эту гонку, особенно моим студентам, которых тренирую. Но когда я бежала, старалась не думать об этом, потому что если ты скажешь, что тебе тяжело, эта мысль просто тебя раздавит.

Было очень сложно, когда я добегала второй этап. Мне нужно было снова получить первое место, а позади бежала и пыхтела француженка, впереди не было видно следующего остановочного пункта, вода у меня уже закончилась, солнце жарило так сильно (было около 13:30), вдруг ещё и ветер перестал дуть - всё это сложилось в такой не самый приятный пазл. В тот момент у меня появился внутренний страх, что я могу отключиться и упасть. Но даже в этот момент я старалась себя убедить в том, что это просто тренировка.

Получилось обмануть себя?
– Да!

В таких забегах важна каждая деталь и немаловажную роль играет экипировка. В чём вы бежали по Сахаре?
– Здесь есть своя специфика. После первого участия в Пустынном забеге я сделала для себя пометки, в чём я точно не побегу. Хотя, у меня тогда был промах только в кроссовках. Я бежала в Salomon Speedcross только лишь потому, что мне посоветовали их друзья. Но когда я бежала, поняла, что это совершенно не то, что мне нужно. Может быть они хороши для горных массивов, но утопать в песках - первое, что они делают.

В этом году на МДС была очень популярна американская фирма Hoka – вот именно её я приобрела, как самый специфичный такой элемент экипировки. И ничуть не пожалела, они то, что нужно для марафона по пескам.

Что касается других элементов экипировки, тут необходимо соблюдать определённые правила: одежда не должна тебя облегать, она должна быть дышащей, вентилируемой и лёгкой при этом – ты же тащишь это на себе.

В этом году я бежала в тех же шортах, в которых и в прошлом году - в Adidas Supernova, они у меня счастливые. Это старая модель, но помню, когда я их купила в магазине, поняла, что в этих шортах сделаю любой марафон. Знаете, бывает такая одежда, которую ты надеваешь и понимаешь, что мы нашли друг друга.

А насколько для вас важно бежать не только в удобной, но и в красивой одежде?
– В первую очередь это должно быть удобно, а во вторую очередь – красиво! Потому что, если это удобно, но не красиво, я буду не достаточно довольна. Я же девочка, для меня фактор того, что мне нравится, он тоже очень значим. Может быть я пробегу также замечательно, но я буду не достаточно счастлива.

Коротко расскажите о том, как вы начали бегать, и за что любите этот вид спорта?
– Я начала бегать в 16 лет. В детстве у меня была подготовительная группа по здоровью, но видя, что ребята вокруг постоянно чем-то занимаются, я стала искать для себя что-то подобное.
Я начала ходить на разные секции – баскетбол, волейбол... И тогда поняла, что командные виды спорта не для меня – я там особо не блестела. Тогда меня зацепили два варианта: лёгкая атлетика и спортивное ориентирование. Мне нравился один мальчик из школы лёгкой атлетики, поэтому выбор был сделан быстро. Но про мальчика я быстро забыла, меня увлёк бег.

В последнее время бег стал очень популярен. Как думаете, почему?
– Маркетинг! Сейчас действительно идёт мода на бег, она подкрепляется индустрией, которая очень быстро развивается. Людей можно увлечь чем угодно, смотря как это преподнести.

Действительно, когда я начинала бегать, и даже лет восемь назад я выходила на набережную, чтобы бежать, и никто не бежал рядом со мной или навстречу. И ты выглядел странно, потому что, вышел в минус тридцать пробежать дистанцию. В последнее время наоборот, выглядят странно те, кто не бегают.

И всё-таки, есть те, кто только собирается пробежать свой первый марафон. С чего начать?
– Сходить к врачу и проверить сердце. Действительно ли ваше сердце сейчас готово к тренировкам. Потому что тренировать можно и нужно только здоровый организм. Но вот эта бег-истерия косит всех – все бегут, значит и тебе надо. А надо ли это твоему телу? Оно живёт по совсем другим законам, оно никуда бежать не хочет, оно хочет лежать и копить жир.

Необходимо мнение кардиолога, в каком состоянии находится сердце, в каком состоянии находится опорно-двигательный аппарат. В первую очередь необходимо удостовериться, что ваше физическое тело (не эго) готово к нагрузкам. Не надо забывать, что так или иначе всё это делается ради повышения качества жизни, ради того, чтобы стать более сильным, более выносливым, развить мускулатуру и ни в коем случае не усугубить сердце.

Надо провериться и очень постепенно готовить свой организм к марафону.