Первая остановка – архипелаг Шпицберген. Там мы садимся в грузовой Ан-74. Я оказался в хвосте, где иллюминаторов нет. Летишь и не знаешь, где ты сейчас, как. Заложило уши – значит, взлетаем. Снова заложило – садимся. Когда удалось ненадолго подойти к одному из четырёх иллюминаторов в начале салона, вид открылся потрясающий. На тысячи километров – никого. Просто лёд – и ничего больше. В такие моменты понимаешь, что Земля – она не для нас на самом деле, а сама по себе. 

С самолёта мы перегружаемся в вертолёт на дрейфующей станции «Борнео». Отсюда неделю назад стартовала детская экспедиция к Северному полюсу. Семеро школьников начали своё путешествие с отставанием от графика – взлётная полоса на льдине покрылась трещинами и экспедиция не смогла сразу попасть на станцию. 

Пять дней ребята шли на лыжах к полюсу и ещё день дожидались нашего прилёта.

Когда наш вертолёт сел неподалёку от палатки отважных полярников, они, смеясь и падая в снег, понеслись к нам с криками: «Люди! Люди!» Затем бросились обниматься. Несмотря на большую нагрузку, энергии у них было хоть отбавляй. По словам школьников, второе дыхание открылось перед самым финишем.

– Шли, главное, думаем: «Ну полюс и полюс». А когда пришли, за сто метров такой драйв разыгрался! У каждого навигатор – бежим, орём. 50 метров! 40 метров! Прибыли! Начали носиться, валяться в снегу. Пока дурачились, оказалось, что полюс уже в 20 метрах от нас – уплыли. По-пластунски в итоге до него ползли, – рассказал 16-летний Алексей Колпачев, когда наконец отдышался. 

– Так много мыслей. Когда идёшь 12 часов, думаешь просто обо всём, – поделился впечатлениями от похода другой участник экспедиции Артём Ракоца. – Особо не до разговоров – холодно.

Несмотря на конец апреля, на полюсе  действительно очень холодно из-за ветра, хотя термометр показывал всего минус 17. Пробудь мы там дольше пары часов, наверняка отморозил бы себе что-нибудь, ведь я был одним из первых, кто побывал тут в джинсах и кроссовках (опытные полярники с ужасом смотрели на мою обувь). Но детям мороз не помешал, и прямо на полюсе они приготовили для нас два торта: с орехами и шоколадной глазурью. Ингредиенты несли с собой всё путешествие.

– Как говорят у нас на Севере: хочешь чаю – грей коричневую льдышку. Хочешь борща – грей фиолетовую, – пошутил один из полярников, когда дело дошло до чая.

После полуночи – на полюсе ещё светило солнце –  мы с ребятами стали собираться на Большую землю. За ними прилетел ещё один вертолёт, и началось обратное 9-часовое путешествие. На «Борнео» мы подобрали полярников, которых подбросили до Шпицбергена, так что Ан-74 стал похож на московскую маршрутку. Поначалу полярники шутили, что придётся ехать стоя, но потом достали из багажа рюкзаки, устроились поудобнее. Стало хоть и тесно, но уютно.