17 апреля в Москве состоится заключительный этап чемпионата страны по настольному хоккею. В столице сыграют сильнейшие мастера пластиковой шайбы – на кону титул чемпиона России, а также места в сборной, которая в июне отправится на чемпионат Европы в Таллин.

Репортёр Metro в преддверии решающего этапа российского чемпионата поговорил с президентом Российской федерации настольного хоккея (РФНХ) Алексеем Титовым, который подробно рассказал об игре.

– Алексей, что ждать от заключительного этапа?

– Турнир состоится в спорткомплексе "Мир". Соревнования по настольному хоккею уникальны в своём роде, практически все без исключения турниры являются открытыми, и наряду с профессионалами свои силы может попробовать любой начинающий фанат. Чемпионы двора, кухни, школы могут подать заявку, окунуться в атмосферу большого турнира и скрестить клюшки со зёздами этого нового для нас вида спорта.

Фаворитом 17 апреля, как и во многих других турнирах, где он принимает участие, будет петербуржец Максим Борисов - одновременно владеющий титулом чемпиона мира и первой клюшки планеты согласно мировой табели о рангах. Основными соперниками Борисова станут москвичи Вениамин Герасимов, недавно выигравший представительный международный турнир Moscow Open 2016, и семикратный чемпион России Алексей Захаров.

– Поговорим теперь об игре. В чём разница между легендарным советским хоккеем с лампочками и современной моделью, на которой играют профессионалы?

– В детстве я играл на разных хоккейных вариантах советской промышленности. Больше всего на "Актюбинской" версии. Она была без лампочек, но суть всех моделей того времени была одна – пружинные механизмы! Клюшки у игроков из-за этого при любых бросках под тяжестью шайбы просто-напросто прогибались. Stiga плей-офф, на которой сейчас проводятся турниры, имеет три кардинальных отличия: 1. Шестерёночные механизмы; 2. Объёмные игроки, позволяющие делать элементы "конёк-клюшка"; 3. минимальное количество "чистого" льда без борьбы и заезд левого нападающего за ворота противника. Все эти "дополнения" делают игру в разы интереснее и гораздо более близкой к настоящему большому хоккею на льду.

Читайте также: Репортёр Metro достал хоккей с полки

– Может ли в будущем модель Stiga в чём-то измениться, какие для этого есть резервы?

– Конструкционно нынешний хоккей близок, по мнению большинства профессионалов, к идеалу. Вопросы вызывает лишь качество и некоторая хлипкость "агрегата". Вот здесь есть к чему стремиться. Но это извечная проблема экономии у производителя.

– Чем настольный хоккей так привлекателен? Почему в него с удовольствием играют все: дети, взрослые, пенсионеры?

– Потому что это азартно и очень увлекательно. Это соревновательность, это эмоции, это весело, в конце концов. И ещё в настольном хоккее есть "сюжет", есть понятные управляемые движения, с помощью которых можно "выстроить" всю игру, многоходовые комбинации.

– Почему в настольный хоккей играет так много женщин?

– Я бы не сказал, что прямо уж так много. Но да, они есть у нас. Бывает, девушки приходят вместе со своими парнями, детьми, отцами. Проникаются увлечением и начинают тоже играть. Ну а бывает, что приходят просто познакомиться с кем-то. Всё-таки, когда по сто мужчин собирается в одном месте, всегда есть из кого выбрать.

– Какими навыками нужно обладать, чтобы стать игроком экстра-класса? Сколько для этого нужно тренироваться?

– Навыки минимальные: координация и реакция. Остальное - это желание и трудолюбие. Ну и голову включать в игре тоже надо. Вернее, на высоком уровне, её вообще нельзя выключать. Играть могут многие, но успеха в настольном хоккее достигают единицы. Тут, конечно, и талант важен, кому-то всё это дается легче, ну а кто-то достигает упорством и многочасовыми тренировками. Сколько? Рецепта нет. Кто-то тренируется по 8 часов в день, а кому-то достаточно и часа.

– Могут ли топ-игроки хорошо зарабатывать на настольном хоккее? Сколько примерно получают в год игроки из первой десятки мирового рейтинга?

– К сожалению, на данный момент нет. Есть турниры с призами от спонсоров, есть с денежным призовым фондом. Но сейчас финансовый кризис, это сильно сказывается. Так что пока ведущие игроки вынуждены искать другие источники доходов для обеспечения себя и близких.

– Сколько приблизительно существует атакующих элементов в игре? Можно ли быть суперигроком, обладая только крепкой обороной?

– Ну и вопрос! Честно, не считал никогда. Но реально много. И у каждого элемента еще куча тонкостей, "вилок", интерпретаций. А насчет обороны скажу так: можно, но она должна быть не просто крепкой, а просто железобетонной! Ну и если к такой обороне добавить хотя бы среднее забивание, то будет уже почти суперигрок!

– Может ли Минспорта в обозримом будущем признать настольный хоккей видом спорта в России? И какие перспективы у настольного хоккея в целом, телегеничный ли это вид спорта?

– Мы пробовали лет так несколько назад. Но Минспорта не до нас. То Капелло нечем платить зарплату, то нашу легкую атлетику мимо Олимпиады пытаются прокатить... В общем, проблем и без настольного хоккея целая куча. Так что пока наша административная система не готова к такому важному для нас решению. А вот в Латвии НХ – это спорт, есть секции в школах, есть поддержка государства. Что касается смотрибельности, то лично мне интересно смотреть на видео игры. В целом, я думаю, что НХ вполне телегеничен, просто требуются усилия и средства, чтобы все это оформить в красочную упаковку.

– Почему именно игроки из России вышли на лидирующие позиции в настольном хоккее, в чём феномен русской школы? И есть ли у нас конкуренты?

– Наверное, мы просто талантливее. А если серьезно, то у нас к этому подход более правильный. Мы первые начали изучать соперников по видео, первые начали проводить целые сборы для игроков, выступающих на чемпионате мира, с совместными тренировками. Ну и плюс наличие ярких личностей сказалось. Сначала много лет лидировали братья Захаровы, потом на смену пришел "тандем" Дмитриченко-Борисов. Один выиграл ЧМ, другой сделал все возможное, чтобы его обогнать. Другими словами, у нас внутри очень сильная конкуренция, в которой наши игроки становятся только лучше.

– Какого игрока в настольный хоккей вы считаете самым техничным за всю историю? Какой его приём впечатлил вас больше всего?

– Самый техничный и самый лучший – это две большие разницы. Лично для меня лучшим был и остаётся швед Ханс Остерман – единственный 3-кратный чемпион мира. Хотя и, как его называют, "король мирового нх" финн Рони Нуттунен тоже велик. Ну а шайбу по поляне красиво катали в своё время шведы Агдур, Линдал, Сандквист. Сейчас среди наших по пластике и изяществу я бы выделили Яниса Галузо и Ивана Захарова. Очень красиво играют, легко. Но побеждает сегодня в основном прагматизм: минимум потерь, контроль над шайбой и убийственное исполнение выходов – настольно-хоккейных буллитов.

Читайте также: Чемпион мира по настольному хоккею Борисов рассказал, чем его увлёк вид спорта

– Вы уже много лет сами играете в настольный хоккей, какие тенденции вы заметили, в какую сторону "уходит" хоккей, меняется ли он?

– Меняется, и очень сильно. Как раз в сторону более грамотной обороны и концентрации всей игры на буллитах. Даже Ханс Остерман, ушедший из хоккея лет 5 назад, а сейчас вернувшийся вместе со своим сыном, отметил, что игра изменилась. Сейчас он перестраивается и пытается адаптироваться под новые течения и тренды.

– Вы не только сами играете, но и одновременно занимаете пост президента РФНХ. Чем лично для вас стал настольный хоккей – гораздо больше, чем просто игрой?

– Для меня настольный хоккей – это и отдушина в нашей непростой жизни, и эмоции от большого спорта, когда можно и выиграть, и проиграть. А ещё это общение с друзьями, которых у меня в настольном хоккее внушительное количество. Мы вместе ездим на разные турниры, в том числе зарубежные. С настольным хоккеем я практически проехал всю Европу, совмещая полезное с приятным. Даже, наверное, приятное с приятным. Ведь я люблю и играть в турнирах, и бывать в разных странах, смотреть новые города.