Поправки, которые призваны ввести новую категорию "предположительно незаконного имущества" и таким образом расширить возможности для конфискации в стране, проходят обсуждение в Государственной думе. Об этом газете "Ведомости" рассказал Эрнест Валеев, заместитель председателя думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции. По его словам, проблем с принятием законопроекта, над которыми депутат работал совместно с Генпрокуратурой, возникнуть не должно.

Понятие конфискации in rem (изъятие средств и имущества в случае, если человек не может доказать законность их происхождения) фигурирует среди ключевых требований Группы стран против коррупции (это организация в рамках Совета Европы).

По словам Алексея Петропольского, генерального директора юридической компании Urvista, предложение Генпрокуратуры противоречит основам правовой системы страны.

– Следственные органы и сегодня могут в судебном порядке добиться конфискации имущества или средств гражданина, которые, по мнению представителей власти, нажиты незаконно, – говорит эксперт Metro. – Одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства в России является презумпция невиновности: обвинение должно привести доказательства вины, а не человек доказывать, что он прав. То есть конфискация in rem – это нарушение прав гражданина.

Во-вторых, считает Петропольский, понятие "предположительно незаконного имушества" может использоваться для давления на "неугодных" граждан.

– Борьба с коррупцией, безусловно, одна из важных государственных и общественных задач, но её механизмы не должны идти вразрез с нормами права, – заключает юрист.