У Великого князя и Государя всея Руси Василия III 485 лет назад родился наследник, вошедший в историю как Иван Грозный. Metro с помощью историка Екатерины Святицкой попробовало заглянуть в прошлое и узнать, как выглядела Москва эпохи Ивана Васильевича, как жили москвичи того времени, где они отдыхали, на чём передвигались, во что одевались и к каким идеалам красоты стремились 

Город

Дома в Москве XVI века строили из дерева, из-за чего город часто горел. Каменными были соборы Кремля и монастыри, некоторые церкви. Крепостные стены строили из кирпича, палаты знатных и богатых горожан возводили по принципу: первый этаж – камень, верхний – дерево.

Связано это с доступностью материала. Изначально на территории Москвы росли дубравы, дерева было в достатке. А камень был привозной – из подмосковных каменоломен. Из кирпича строили только для государственных нужд, и даже богатые люди не могли себе этого позволить.

Дом

В жилой части стояли лавки, скамьи, сундуки. Были они многофункциональны, в них хранили одежду, на них сидели и на них же спали, кто-то устраивался на печке. 

Ели все за общим столом из одной посуды – глиняного горшка или деревянной миски. В XVI веке москвичи пользовались ложками, вилки появились позже. Они аккуратно черпали еду из горшка и, чтобы не испачкать стол и не получить за это по лбу, держали под ложкой кусок хлеба. 

Сервировочная посуда являлась предметом роскоши. Специально для красивых блюд и тарелок в домах имелись нарядные поставцы – шкафы для посуды. Когда к хозяину такого деревянного чуда приходили гости, он открывал узорчатые дверцы, хвастаясь добром и демонстрируя тем самым свой достаток.

Одежда

Особенность одежды горожанина того времени – многослойность. Чем богаче и знатнее человек, тем больше он на себя надевал. Шили одежду сами, девочки с малолетства учились этому мастерству. Кроилась она так, чтобы части, которые изнашиваются быстрее, можно было отпороть и заменить на новые. Покупали и готовую одежду, но позволить себе это могли только обеспеченные москвичи.

Отделанный мехом, узорчатой тканью или жемчугом головной убор являлся признаком статусности как для мужчин, так и для женщин. Боярские шапки «росли» с хозяином – чем выше, тем знатнее человек. Карманов на одежде не было, всё необходимое держали на поясе в мешочках или в кожаной сумке – калите, что-то запихивали в рукава.

Красивыми считались полные женщины, и поэтому худенькие горожанки надевали на себя по несколько рубах, чтобы компенсировать недостаток объёма. 

Москвичи XVI века любили одеваться ярко, празднично. Ткани красили в синий, зелёный, лазурный и в разные оттенки красного и жёлтого цветов. Вышивка украшала даже нижние рубахи.  

Жители столицы очень любили и ценили меха, использовали даже собачий, а иногда и кошачий, выдавая за заячий. Дорогие шубы были из соболей, лис, ценился ноский мех крота.

Москвички

Горожанки времён Ивана Грозного любили яркий макияж. Они белили лица, чёрным подводили брови, сильно румянились. Иностранцы, записывая свои впечатления о Московии, отмечали, что русские женщины очень красивые, но этого не видно под слоями косметики. 

На белилах горожанки не останавливались. Модным считался чёрный цвет глаз, и те, кому не повезло с этим, использовали специальные составы, которые расширяли зрачки, приближая к идеалу столичной красоты. Зубы покрывали смоляным варом, от чего они становились полностью чёрными. Есть предположение, что, возможно, это пошло от желания скрыть проблемы с зубами.

Развлечение

Богатые москвичи проводили время за чтением книг, как и сам Иван Грозный. Книги на греческом, латыни, немецком, польском и других европейских языках в Россию везли из-за границы, и стоила книга как лошадь. 

Простые горожане посещали кабаки. Продавали там водку и простую закуску – квашеную капусту, солёные огурцы, хлеб. Пили в кабаках и меды, варили пиво. Порядочные горожанки никогда не заходили в питейное заведение, здесь бывали лишь гулящие женщины. В кабаках играли на деньги в зернь (кости). В православные посты кабаки не работали.

Фастфуд

Если человек находился в городе по делам, на ходу он мог перекусить на Красной площади, где находился огромный Торг, или на других городских рынках. Там ходили разносчики, которые торговали с лотков пирогами с мясом, требухой, рыбой, капустой, ягодами. Торговки напитками обычно работали с двумя кувшинами – из одного споласкивали кружку, из другого наливали сбитень, молоко или воду.

Транспорт

Лошадь в городе – удел богатого человека или военного. Верхом могли ездить только мужчины. Передвигались по Москве зимой на санях, а летом в возках: крытый возок со стенками и крышей  был предтечей кареты. Жёсткие и не очень удобные возки обивали тканями, мехом, внутрь ставили жаровенки для тепла в холодное время года. Простые горожане ходили пешком.  А для перевозки чего-то нанимали телеги.

Город шумел и пах лесом

Если бы современный человек попал в Москву XVI века, вероятно, столица представилась бы ему грязной. Но и европейские города того времени – особенно в центральной своей части – не могли считаться чистыми и ухоженными.

Пахло в городе деревом, навозом, дымом от печей, свежестью от рек и речушек. На ярмарках были свои запахи – рыбы, мяса, иногда и несвежего. Пахло кожей, смолой – ею многое обрабатывали, чтобы сохранить. Пахло лесом. А весной в Москве распускались сады. Во дворах цвели яблони, черёмуха, сирень. Были такие хорошие, деревенские запахи.

Из шумов – это колокольный звон, скрип колёс и ржание лошадей. Людные места были очень многоголосыми – торговцы зазывали к себе покупателей, люди смеялись, ругались, лаяли собаки, звенело оружие стражи и топоры строителей, стучали молотки кузнецов... Топот ног по деревянным мостовым  сопровождался скрипом тележных колёс... Кричали дьяки, выкрикивая царские указы с Лобного места...