Директор пятой среднеобразовательной городской школы Надыма в Ямало-Ненецком автономном округе Елена Лихацких стала лучшей в стране в своей профессии по итогам всероссийского конкурса. Этот титул впервые достаётся женщине. Репортёр Metro поговорил с победительницей.

– Тема конкурса этого года: «Мотивация персонала: что кроме денег?» Какова ваша позиция по данному вопросу – чем можно мотивировать персонал?

– У нас был инновационный проект, педагогический фандрайзинг – это создание сетевых пар, – рассказывает Лихацких. – Пары составлялись из молодых педагогов и педагогов-стажистов. Учителя проводили совместные мероприятия: молодые учились у опытных, посещали уроки. У каждого были свои задачи, был разработан свой индивидуальный план. Примерно через два года мы получили результаты.

К педагогам денежная мотивация применима в меньшей степени, чем к людям из других профессий. Это профессия, с одной стороны, творческая, с другой – индивидуальная, и всё зависит от багажа личности человека, от того, насколько он готов жить в ритме.

Я исходила из постулата, что педагог должен уметь заглянуть в будущее и оценить, что может быть важным через определённое время именно для этого ребёнка, чтобы готовить его к жизни через 20-30 лет. Для этого нужно, чтобы сам педагог был мотивирован, не стоял на месте, не замыкался в себе.

По опыту могу сказать, что существуют единицы тех, кого нельзя "раскачать".

– Скажите, насколько креативные, изобретательные у вас преподаватели? Может быть, вы слышали о случае в Голландии, где местный преподаватель биологии Дебби Хееркенс во время урока встала на парту и сняла одежду, а под ней оказался костюм с изображением внутренних органов. Как думаете, такое поведение допустимо?

– Это, скорее всего, педагогическая беспомощность человека, который не знает как привлечь внимание, возможно, пресыщенных голландских детей. Я не могу оценить ресурсы образования Голландии, но думаю, что они достаточно большие, поэтому присутствует определённая лень в восприятии местного ребёнка. У нас не та ситуация. Наши дети живут интересующимися, для них вовсе не обязательно, чтобы педагог раздевался и залезал на парту.

Однако то, что может помочь визуализировать образ, работает хорошо. У нас в школе в качестве эксперимента в одном из классов применяются электронные учебники. Также работает виртуальная 3D-лаборатория, где как раз можно посмотреть и внутренние органы, и фильмы об экспериментах в области физики и химии. Дети смотрят передачи в 3D-очках. Каждый учебный фильм занимает в среднем 20 минут. Это допустимо. Но есть вещи, которые неприемлемы – как раз с голландским педагогом.

– Насколько, с вашей точки зрения, учителя должны соответствовать современным тенденциям – разбираться в гаджетах, новых технологиях?

– Раньше всё строилось на беспрекословном авторитете учителя, а сейчас просто за то, что ты педагог, уважать тебя вряд ли будут. Дети должны видеть, за что конкретно необходимо считаться именно с этим человеком. Педагог должен быть в тренде – это не зависит от возраста, стажа.

Молодые специалисты далеко не всегда приходят в школу заинтересованными в развитии. Они ведь тоже потомки учителей старой школы. В наших педагогических вузах, к сожалению, система образования в большинстве случаев остаётся недостаточно современной.

Нужно смотреть, в чём человек силён. Я всегда использую такой приём – у педагога могут быть дополнительные обязанности. Кто-то руководит школьной газетой, кто-то – школьным телевидением. Кто-то курирует работу школьного сайта. У человека должны быть разные интересы, тогда и у детей возникает интерес к тому, что делает педагог.

У нас город маленький, северный, поэтому нет такого обилия различных культурных центров, как в обеих столицах. Педагоги должны сами думать, как они выйдут за "пределы школы", как они проведут уроки. У меня есть педагоги, которые проводят уроки лёжа. Проведение уроков в необычной форме мотивирует детей.

Что касается гаджетов – есть люди, которые прекрасно обходятся без "технических подпорок". Когда видна личность учителя, никакие "подпорки" не нужны. Существуют преподаватели, которых можно в полной мере назвать передовыми и развитыми, но они не могут обходиться, условно говоря, без мела и доски.

– Вы также являетесь педагогом. Помогает ли в работе директора школы опыт преподавательской деятельности?

– Конечно! Это именно то, что позволяет прочувствовать интересы ребят, и направлять в этом направлении педагогов. Я работаю в старших классах, предмет у меня очень значимый – история обществознания. Опыт помогает мне.

– Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать директор школы?

– Он должен уметь чувствовать людей, уметь принимать непопулярные решения и брать за них ответственность. Не идти на поводу у статистических данных, а чётко чувствовать пульс конкретно своей школы. А ещё директор должен быть харизматичной личностью, лидером, а это непросто.

– Что вы думаете о детской жестокости – есть ли способы огородить детей от негативного воздействия соцсетей, Интернета, телевидения? Что для этого делается в вашей школе?

– Для нас этот вопрос остро не стоит. Надым – город небольшой, всех видно, как на ладони. Мы практикуем у себя жёсткую работу с соцсетями. В школе в обязательном порядке проводятся уроки информационной безопасности. Мы объясняем детям, что такое соцсети. Готовы ли они к тому, чтобы жизнь была как на ладони? Я сама противник соцсетей. Мы в этом плане плотно работает с родителями, возможно, поэтому проблем пока нет.