В декабре рабочая группа при Министерстве промышленности и торговли обсудит возможность возвращения пива и сигарет в нестационарные торговые объекты – проще говоря, уличные ларьки. Запрет был введён с 1 января 2013 года. Дискуссию начал Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, в октябре. По его данным, сотни тысяч малых предприятий вынуждены были уйти с рынка из-за запрета. Продажа алкоголя и табака, как пояснил чиновник, была «бюджетообразующей» для них.

По словам Алексея Третьякова, главы Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, изначально было понятно, что изъятие сигарет и пива из ларьков не имело ничего общего с борьбой за здоровье нации.

– К снижению потребления пива это не привело, – говорит он Metro. – Идея вернуть эти статьи дохода малому бизнесу правильная, но, учитывая одновременное появление сбора с торговли, возможно, это станет «награждением посмертно».

Как отмечает Третьяков, на самом деле «бюджетообразующими» пиво и сигареты для ларьков не были. Они приносили в среднем 15% дохода, но привлекали покупателей. С другими товарами это составляло до трети выручки.

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOline-Аналитика», соглашается, что ситуацию этот возврат не изменит.

– К примеру, в Петербурге таких точек осталось немногим больше сотни, – комментирует он инициативу. – Их объёмы перехватили магазины у дома – на первых этажах зданий. Вопрос, который будет обсуждаться, скорее интересует российскую пивную индустрию.

Тем более, продолжает Бурмистров, в условиях, когда до трети малого бизнеса торгует алкоголем без лицензии, а в целом рынок контрафакта уже достиг 40%. По словам эксперта, тренд на сокращение несетевой торговли уже в полной мере сыграл.

Владелец нескольких павильонов в Петербурге в разговоре с Metro отметил, что честным предпринимателям не будет никакого смысла ставить новые ларьки, когда пиво можно продавать в павильонах, при том без лицензии.

– Скорее всего, такая форма торговли будет востребована в небольших городах, в провинции, – говорит он. – Где нет столь развитой сетевой розницы. Возможно, в Москве, где очень большой трафик и в целом огромная территория, постепенно поглощающая пригороды. В Петербурге, где сетевая розница и магазины у дома, составляют 95% торговли, в этом смысла нет.

Третьяков соглашается. Одновременно с возвратам пива и сигарет нужно начать жёсткую борьбу с малым бизнесом, которые работает без лицензии.