Новости

"Кинотавр - 2017": режиссёры объявили феминистский манифест

На "Кинотавре - 2017" заговорили о женщинах
"Кинотавр - 2017": режиссёры объявили феминистский манифест
Кадр из фильма "Близкие".
Кадр из фильма "Близкие".
Кадр из фильма "Близкие".
Кадр из фильма "Близкие".
Кадр из фильма "Близкие".
Кадр из фильма "Теснота".
Кадр из фильма "Теснота".
Кадр из фильма "Теснота".
Кадр из фильма "Блокбастер".
Кадр из фильма "Блокбастер".
Кадр из фильма "Блокбастер".
Кадр из фильма "Блокбастер".
Роман Волобуев - режиссёр фильма "Блокбастер".
Кадр из фильма "Близкие".1/12

Если в прошлом году в конкурсе было много режиссров-женщин, то в этом году лишь одна – Ксения Зуева с фильмом “Близкие”, однако в программе представлено множество картин с яркими женскими образами.
 
Первая лента, показанная на “Кинотавре,” феминистический манифест – “Блокбастер” бывшего кинокритика Романа Волобуева. Презентуя картину, он заявил: “Сегодня каждый уважающий себя мужчина должен быть феминистом”. У Волобуева получилась остроумная женская версия “Бонни и Клайд” – “Бонни и Бонни”.
 
В центре сюжета две девушки. Обе приехали из провинции покорять Москву.  У Лизы (Светлана Устинова, русская Клаудия Шиффер) всё получилось – она стала известной телеведущей. Правда, ни хорошая квартира, ни роскошная тачка, ни пальто от Prada её уже не радуют. Хотя она и научилась жить по столичным правилам, ей здесь одиноко и неуютно. Работа её бесит – на передаче “Спаси любовь” ей нужно только мило улыбаться и вставлять тупые реплики, к тому же соведущий (Михаил Ефремов) домогается прямо во время эфира. Приходит домой  и узнаёт, что бойфренд изменяет. Ну как тут не напиться с горя?  Обняв бутылку вина, она решается на отчаянный для себя шаг – съесть шаурму, хотя после шести она обычно “ни-ни”. Вот тут в жизни Лизы и появляется Наташа (Аня Чиповская). Она грабит сберкассу микрокредитования, которая находится как раз по соседству, и берёт в заложники Лизу. С этого момента жизнь обеих девушек резко меняется. Они начинают дружить и вместе пытаются скрыться от полиции и непонятного преследователя.
 
Самый сильный момент, когда Наташа оказывается в студии на съёмках. Её героиня произносит речь, которая затронет многих девушек. Героиня восстаёт против придуманной мужчинами системы: что баба должна быть красивой, а мужик – богатым. Когда ведущий обвиняет Лизу, что она попала на телевидение через постель, Наташа бросает ему в лицо: “Не мы эту систему придумали: чтобы провинциалке добиться успеха, нужно прыгнуть в постель к богатому мужчине”.
 
В фильме нет ни одного достойного мужского персонажа, с натяжкой можно назвать хорошим следователя (Евгений Цыганов), который пытается помочь героиням, но и тот слабак – наше знакомство с ним начинается с того, что он хочет покончить с собой. Волобуев рисует мир сильных женщин, которые не готовы жить в патриархальной стране и играть по мужским правилам: они никому ничего не должны, они не хотят жить, оглядываясь и равняясь на мужчин, и уж тем более зависеть от них, ждать от них помощи, они не собираются доказывать, что они лучше или хуже, а просто мечтают быть счастливыми. Причём женское счастье совсем необязательно искать в пелёнках и распашонках. К примеру, для Лизы счастье – это заниматься боксом. Кто сказал, что это мужской спорт? Видели бы вы, как Лиза укладывала на лопатки своих соперников.
 
В прокат лента выйдет 13 июля, правда, без имени Волобуева – режиссёр снял своё имя с титров, поскольку продюсеры не дали ему права финального монтажа картины и выкинули 14 минут из фильма, из-за чего образовались некоторые нестыковки в ленте. К примеру, непонятно, почему героиня говорит с выдуманным акцентом.  Критики, видевшие режиссёрскую версию, хвалят её, но зрителям фестиваля определённо понравилась и продюсерская – зал встретил фильм продолжительными аплодисментами.
 
Дебютный полный метр “Теснота” Кантемира Балагова, воспитанника киношколы Александра Сокурова, показанный в Каннах, а теперь и на Кинотавре, вызвал наибольшую симпатию у критиков. Балагов открыл русскую Кристен Стюарт – Дарью Жовнер. Хотя самой исполнительнице главной роли не нравится это сравнение. Правда, она, кроме “Сумерек”, больше ничего и не смотрела с участием Стюарт. Это первая полнометражная картина в карьере Жовнер, но у неё явно большое будущее. У актрисы невероятно пластичное лицо. Она может передать тончайшие оттенки эмоций. Картина о том, как мы все душим друг друга. Режиссёр нашёл множество способов заставить зрителя ощутить тесноту – много крупных планов, персонажам тесно в кадре, их квартира захламлена, они вечно протискиваются между какими-то предметами, но прежде всего это актёрское кино, и Жовнер удалось передать эту жажду свободы, дикое желание выбраться за рамки кадра, который давит со всех сторон. В какой-то момент хочется протянуть руку к экрану и помочь ей выбраться оттуда, а потом обнять. Убедитесь сами - просто посмотрите фрагмент, когда она танцует под песню Булановой “Не плачь”.     
 
У фильма также довольно сильный феминистический посыл. Драма рассказывает реальную историю, произошедшую на глазах режиссера в 1998 году в Нальчике. Кабардинцы похитили юношу из еврейской семьи и требуют выкуп. Община отказывается помогать, и тут родителям приходит в голову гениальный мысль - отдать в жены дочку (как раз Жовнер) давно влюблённому в неё сыну зажиточного соседа. И никто даже не думает спросить мнения девочки. Героиня протестует против такого покушения на свою свободу. Всю жизнь она чувствовала, что была в тени брата, а тут ещё её жизнь кладут на алтарь его свободы. Не раздумывая ни минуты, она отправляется к своему парню, кстати кабардинцу, и с ним лишается девственности. Вернувшись, она бросает на стол окровавленные трусы – родители в ужасе. Это её демарш. Это её  жизнь. И она сама хочет решать, что ей делать и с кем быть. Она не готова жить по чужой указке. Пусть даже близких людей, которые её любят. Ей тесно в устаревших традициях, в платье, которое её заставляет надеть мать, ей тесно в объятьях матери. Нужно уметь любить так, чтобы не задушить в своих объятиях.

Будем надеяться, что "Теснота" повторит успех – в Каннах ей дали приз ФИПРЕССИ, многие прочат Жовнер лучшую женскую роль на Кинотавре.
 
Драма“Близкие” Ксении Зуевой (кстати, тоже дебют) чем-то похожа на “Нелюбовь” Андрея Звягинцева. Если в “Нелюбви” пропадает сын, то тут бабушка-божий одуванчик. В “Близких” никто никому на самом деле не близок. Все члены семьи, живущей на окраине столицы, ненавидят друг друга. Простой ужин превращается в зону боевых действий. Отец предвидя очередную словесную перепалку между дочерью и матерью, заготавливает виски, чтобы абстрагироваться от вечных ссор. Причиной конфликтов может стать любая мелочь, даже лак для ногтей. Из-за постоянных распрей никому не хочется возвращаться домой. Сын обитает в подъезде, он готов быть, где угодно, но только не дома. В общем, ничего нового, в России так живут многие. И как обычно, во всём этом винят женщин. После очередного скандала муж говорит жене: “Я от тебя одного хотел, нормальной семьи, но ты и этого не смогла, ты только и можешь, что на пианино трынькать”. Хотя сам минуту назад чуть не побил сына за то, что тот в очередной раз пришёл домой пьяным.
 
Зуева показала семейный быт глазами женщин трёх поколений – бабушки, матери и дочери-подростка. Им бы взять, да и поговорить друг с другом, и вроде все понимают это, но вместо “прости”, вылетают совсем другие слова, причиняющий боль.