В декабре Центробанк планирует начать выпуск карт российской платёжной системы – аналога американских Visa и MasterCard. Символика и название «пластика» власти определяют на основе творческого конкурса, итоги которого будут подведены до июня. В общероссийском голосовании, завершающемся 22 мая, принимают участие 20 проектов, предложеных самими гражданами (посмотреть работы можно здесь). Победителем этого волеизъявления  с большой долей вероятности станет один из двух вариантов бренда «Мир». Он набирает 18% голосов и сильно отрывается от конкурентов. По 12% набрали «Империя» и «Сокол»; 10% – у «Финиста» и «Росы». Среди других предложенных россиянами названий и визуальных решений – «Верба» (7%), «Родина» (6%) и «Комета» (5%).  Аутсайдерами открытого конкурса оказались «Патриотъ», «Иволга» и другие.

Всего в первоначальном отборе (решение принимало жюри) участвовали 5,4 тыс. вариантов. Тогда отсеяли «Матрёшку», «Калиту», «Берёзку», «Хохлому», «Медведя»,  «Репку», «Бублик», «Богатейку»,  «Икру», «Столыпина», «Варяга», «Медведкарту», «Рублик», «Ярило», «Матушку» и другие. Выбор финальной двадцатки в Национальной системе платёжных карт (НСПК, создаётся как альтернатива Visa и MasterCard на фоне санкций) объяснили тем, что именно они отражают культурные традиции, исторические и общественно важные события, а также патриотический настрой граждан.

– При этом мы допускаем, что графическое изображение логотипа–победителя может быть доработано профессионалами до необходимого качества, но без потери авторской идеи и концепции, – рассказали Metro в АО "НСПК".

Точка зрения

Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР)

– Национальная система платежных карт – исключительно важный для нашей страны проект. Государство озаботилось безопасностью и бесперебойностью платежных операций весьма своевременно. И здесь, помимо сроков, очень важно было осуществить все этапы разработки и запуска новой системы максимально профессионально.  Кроме того, необходимо соответствовать мировым стандартам в этой области, а желательно, и быть на голову выше! А как же? Вот такие актуальные и позитивные амбиции должны были вдохновить НСПК на старт федерального проекта.

– На деле все вышло иначе. Тут даже не подходит знаменитое «хотели, как лучше, а получилось как всегда» - получается пока гораздо хуже, чем всегда. Идея открытого народного конкурса годится для выставки в лагере «Орлёнок», но категорически запрещена при разработке ответственных государственных продуктов. Нельзя поручать широким массам общественности запускать в космос ракеты, проектировать модули для МКС, писать программы для ВУЗов и методички для врачей. Нельзя, потому что это настолько опасно, что может привести к трагедии. Точно также нельзя поручать народу разрабатывать название и дизайн для любых государственных задач.  Этим вопросами должны заниматься строго профессионалы. Именно они имеют прикладные знания и опыт. Они смогут провести исследования и анализ, разработать позиционирование и коммуникационную платформу, создать правильное, охраноспособное название, дизайн и всю прочую атрибутику. Все то, что они создадут в комплексе будет решать задачи, стоящие перед НСПК. Созданный же «народом» логотип – профанация, потеря оперативного времени, огромных денег на реализацию и гарантированный «выстрел мимо цели»! А это уже похоже на преступление. В нашей стране были времена, когда за хозяйственные преступления наказывали строго.

– Есть две гипотезы, почему руководство НСПК решилось на подобный конкурс. И обе плохие. Это либо ширма для решения каких-то непубличных задач, либо полная безграмотность в экономике и маркетинге – пусть коллеги выберут для себя наименее неприглядную версию. Третьего сценария я пока не вижу. Что вообще такое «по-настоящему народный бренд»? Это бренд, призванный служить нашему народу, отвечать его чаяниям, защищать, помогать. Народ при этом должен подсказать маркетологам-разработчикам, что конкретно ему нужно. Народ также может собрать средства на создание бренда, и такое бывало не раз на Руси. Народ может высказывать свои пожелания и даже голосовать! Но создавать высокотехнологичные бренды народ не может. Не имеет права. Нет у народа компетенций специальных.

– Легендарный «народный бренд» - Фольксваген, народный автомобиль, создавался лучшими инженерами Германии под руководством самого Фердинанда Порше. А наши замечательные «Аэрофлот» или «Сбербанк», обслуживающие большинство россиян, являются результатами деятельности выдающихся ученых, инженеров и экономистов. Но уж никак, не всероссийского творческого конкурса. Почему же тогда в таких ключевых вопросах, как брендинг и массовые коммуникации, у кого-то хватает наивности задействовать в качестве исполнителей обычных россиян? Это даже не вопрос, а печальный парадокс для меня и большинства отечественных маркетологов.

– Что касается самих предложений с названиями и дизайном. Экспертный ответ однозначный – все очень плохо. Другого и нельзя было ожидать, результат закономерный. У меня вопрос к Жюри, среди которых даже есть профильные специалисты – по каким критериям они собираются оценивать присланные заявки? Печально, что я знаю и ответ – таковых критериев не существует. Еще печальнее, что люди в Жюри тоже это знают. И каков вывод? Судите сами.