Жительница Верхнего Уфалея Челябинской области Екатерина Смердова ушла в лес на пикник и не вернулась. Целый месяц она жила в лесу и надеялась на чудо. Репортёр Metro поговорил с "потеряшкой" и специалистами из поискового отряда "Лиза Алерт".

14 июня жительница Верхнего Уфалея Челябинской области Катя Смердова вместе с подружкой и тремя парнями отправилась в лес, на природу. Путь занял около полутора часов. Свернув с дороги, молодые люди выехали на полянку, где разбили лагерь.

– Поели шашлыков, выпили, – рассказывает 29-летняя Катя Metro. – Проснувшись, стала всех будить. Подруге нужно было утром на работу, да и мне хотелось к ребёнку. Но никто не просыпался. Тогда пошла домой сама.

С собой у девушки были полностью разряженный телефон, ключи да банковская карточка. В спортивной кофте, лёгких штанах и кроссовках она выбралась на дорогу. Чтобы выйти к посёлку Пригородный, на главную дорогу, ей нужно было идти направо. Но Катя свернула налево.

– Думала, часа три буду идти максимум, но шла весь день, – вздыхает она. – И поняла, что заблудилась. Вышла на болото, ноги увязли, холодно стало. Уже вечер был.

К счастью, в потёмках Катя набрела на домик лесника.

– Зашла, а внутри никого. Села на кровать, положила голову на подушку и заснула, – вспоминает «потеряшка». – Утром нашла в доме сейф. В нём пачка риса и макарон, сахар, немного чая, приправа. Одежду нашла – сапоги, тёплые джинсы, куртку. У дома, метрах в десяти, увидела колодец с водой.

Как не впасть в отчаяние

От найденных припасов толку почти не было – без спичек Катя могла лишь размачивать макароны в холодной колодезной воде, сырой рис она вообще не ела. Поэтому почти месяц питалась земляникой.

– Однажды нашла маслёнок, так его и съела сырым. А вот сыроежка не понравилась.

Само собой, Катя пыталась найти дорогу домой.

– Но далеко отходить от домика боялась – вдруг кто-то приедет, а меня нет, – говорит девушка. – Отходила от избушки максимум километра на два-три. Постоянно кричала: «Ау, люди!» Иногда казалось, кто-то кричит в ответ, но это был просто ветер.

По-настоящему страшно «потеряшке» стало лишь однажды.

– В тот раз я увидела лося, он был совсем рядом. Я испугалась, внутри всё тряслось. Пару минут пристально смотрели друг на друга. Я всё думала, бросится он на меня или нет...

Не впасть в отчаяние Кате помогали мысли о родных.

– Вспоминала, как мой ребёночек улыбается, как хихикает, – рассказывает она. – Всю свою жизнь пересмотрела. Поняла, что такие друзья, с которыми поехала на шашлыки, не нужны. Ведь если бы они утром поехали со мной, ничего бы не было.

Вместо ягод нашли Катю

Пока Катя искала выход из леса, весь Верхний Уфалей был поднят на уши. В поисках участвовали спасатели, волонтёры. Люди группами прочёсывали лес, но безрезультатно. Однажды полицейский заглянул в хижину, где укрывалась Катя, но девушки там не было – она ненадолго отлучилась.

В итоге «потеряшка» спасла себя сама. Блуждая рядом с домиком, она вышла на убитую дорогу, по которой можно было идти лишь в сапогах. И брела по ней до тех пор, пока не вышла к «Ниве». Машина принадлежала супругам Грабо, Светлане и Александру. Они часто приезжают в эти места собирать ягоды.

– Собирали с мужем ягоды на вырубке, вдруг слышу крик: «Люди, где вы?» Выпрямилась, смотрю -– девушка идёт по дороге, – рассказывает Metro Светлана Грабо. – Вся грязная, закусанная. В руках бутылка с водой, как будто в луже набрала. Оказалось, три часа до нас шла, а мы были у центральной дороги. Глупо, конечно, что она не пыталась выйти на дорогу. Какой-то страх у неё был, боялась от избушки отходить. Сразу видно, Катя – совсем не лесной человек. Иначе бы знала, что люди приходят в охотничьи избушки с началом сезона охоты. То есть до осени никто бы туда, наверное, не пришёл. Кстати, я с лесником разговаривала. Он сказал, что пару раз проезжал недалеко от избушки. Говорил, тянуло зайти, но что-то мешало.

Первым делом Катя попросила у своих спасателей телефон. Вскоре услышала в трубке голос мамы. Супруги Грабо отвезли девушку к ней.

– С мамочкой обнялись, поцеловались, заревели, – шепчет Катя, вспоминая о воссоединении. – Ведь у меня одна мысль все те дни в голове крутилась – поскорее чтоб меня нашли, очень уж хотелось родных увидеть.

Сейчас Катя поправляет здоровье – ноги до сих пор болят. Правда, есть и плюс от скитаний – за месяц на земляничной диете девушка сбросила десять килограммов.

– Но в лес никогда больше не пойду! – заверила она Metro. – С меня хватит.

Ошибки Екатерины: Нужно было всё время оставаться в домике

Екатерина Смердова смогла выжить в лесу в крайне непростой ситуации. Ей удалось выйти из леса без серьёзных потерь и относительно здоровой. Естественно, девушка могла избежать многих неприятностей, зная элементарные правила поведения в лесу.

– Женщине нельзя было уходить с дороги в самом начале, – рассказывает Екатерина Гогина, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». – Если вы нашли линейный ориентир (просека, дорога, река, ЛЭП или газопровод), вам необходимо оставаться на нём. И двигаться нужно только по нему. Если так вышло, что вы зашли в тупик, нужно развернуться и идти в обратном направлении, но ни в коем случае не уходить с дороги.

Челябинская «потеряшка» постоянно боялась оставить домик лесника и уходила из него на поиски дороги или людей недалеко и ненадолго. Оказывается, в этом был определённый смысл, более того, ей не стоило вообще покидать хижину.

– Кате нужно было оставаться в домике – насколько известно, туда приходили, когда её не было^ – говорит Гогина. – В таких местах можно чувствовать себя в безопасности, к тому же место это, судя по всему, обитаемо. В любом случае, люди могут туда вернуться или когда-нибудь прийти туда. Женщина покинула домик, а ведь её могли найти раньше, когда хижину обследовали, но Кати там не было.

Ещё одной ошибкой девушки было то, что она не сказала о своём походе в лес никому из родных:

– Нужно сообщать родственникам, во сколько вы зашли в лес, где именно вы заходите в лес и во сколько планируете вернуться, чтобы близкие понимали, когда начинать бить тревогу. Договоритесь со своими родными о контрольном времени связи.