Иволгинский дацан официально был открыт в 1946 году. Именно здесь находится резиденция действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева – главы традиционной Сангхи России (буддийской общины). На территории расположен Буддийский университет, где получают образование будущие ламы. А в 2002 году об Иволгинском дацане узнал весь мир – здесь появилось нетленное тело XII Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Итигэлов ушёл в нирвану (в буддизме не существует смерти) в 1927 году. В 2002-м кедровый короб с телом достали из-под земли. Тело бывшего главы буддистов России не тронул тлен. Этот феномен позволили исследовать учёным. Патологоанатомы установили, что никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела – вроде мумифицирования или бальзамирования – в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов и разрезов. Тем не менее российские медики не признали Итигэлова живым, а обозначили его состояние как «четвёртое состояние смерти».

Лавина верующих
В Иволгинский дацан поклониться нетленному телу, попросить о помощи стали приезжать паломники со всего мира. В Бурятии Итигэлова называют «буддийской драгоценностью» и построили для него дворец. Хамбо лама участвует в молебнах восемь раз в год: его переносят в главный храм Иволгинского дацана и сажают на специальный трон. Тысячи верующих могут обратиться к нему со своими просьбами. Для тех, кто не может посетить дацан в назначенные дни, доступ к телу возможен лишь по особому распоряжению руководства дацана.

В течение этих лет в Иволгинский дацан постоянно приезжали паломники из Монголии. Там Итигэлова официально признали живым и даже вручили ему орден. А когда между Россией и Монголией установили безвизовый режим, к нетленному ламе хлынули толпы верующих.
– В день приезжали по 600 человек, – рассказывает  Metro ректор Буддийского университета геше Дымбрыл Дашибалданов. – Все требовали пустить их во дворец Итигэлова.

Монголы приезжали поздно вечером, когда дацан уже закрывался для посетителей. Стучали в двери  и требовали пустить их к «буддийской драгоценности».
– Как-то днём приехала большая группа, – продолжает геше Дымбрыл. – А хранителю нетленного ламы нужно было отлучиться на обед: он ест только до двух часов дня, а времени было примерно половина второго. Попросил группу подождать. Монголы заявили: «Мы такие деньги платим, а вы не пускаете!» На что хранитель ответил: «Я денег не беру, претензии предъявляйте тем, кому вы платили». Туры в Иволгинский дацан превратились в  настоящий бизнес: в Монголии собирали группы, говорили, что для посещения дворца Итигэлова нужно собрать круглую сумму и отдать её ламам. Естественно, к нетленному телу всех пускали бесплатно, а деньги организаторы тура забирали себе. Но все думали, что ламы берут взятки.

В дацане обсудили эту проблему и решили официально продавать билеты для граждан Монголии. Билет, или «пропуск», как его здесь называют, стоит 250 рублей. Такой же могут приобрести жители Тывы и Калмыкии, а также паломники из Читинской области – в этих регионах буддизм является самой распространённой религией.  Гостям из других регионов нужно получить разрешение настоятеля дацана или одного из хранителей нетленного тела Итигэлова.

Обычные люди
– Многие думают, что раз на территории дацана находится «буддийская драгоценность», то и другие ламы здесь особенные, – говорит проректор Буддийского университета Жаргал лама Дугданов. – А мы обыкновенные люди, со своими проблемами и грехами. Но в жизни каждого человека может произойти чудо, главное – верить в это.

Чудо в жизни 33-летнего проректора университета произошло 21 год назад. Когда ему надоело учиться, мальчик, к ужасу родителей, бросил школу.
– Раньше отец привозил меня в Иволгинской дацан, мне здесь нравилось, – говорит Жаргал лама. – Думал, здесь будет проще, чем в школе. Оказалось – сложнее.

При дацане тогда только открылся университет, и Жаргал убедил преподавателей, что должен там учиться. Выучил бурятский, на котором раньше не говорил, затем тибетский. Как одного из самых перспективных выпускников его отправили учиться в Индию.

Сейчас Жаргал лама – проректор Буддийского университета, ведёт приём посетителей и занимается организацией встреч самых ответственных делегаций. Если в Иволгинский дацан приезжает Владимир Путин или Дмитрий Медведев, ни одна встреча не обходится без участия Жаргал ламы Дугданова.

Традиции. В дацане восстанавливают породу БМВ
70-летие самый главный дацан традиционной буддийской Сангхи России отмечает без помпы, особых торжеств не устраивает, ограничился несколькими выставками в Бурятии.

   Зато самому дацану есть чем гордиться. Здесь восстанавливают сторожевую породу собак бурят-монгольский волкодав (БМВ). На территории буддийского монастыря находится питомник.
   – Издревле БМВ считались священными при буддийских монастырях – как собаки для охраны стад скота, верблюдов, отар овец, а также жилища бурят, – говорит ректор Буддийского университета  геше Дымбрыл Дашибалданов. – В советские годы эта порода почти исчезла, и сейчас мы снова пытаемся её восстановить.

Факты:
В литейном цехе Иволгинского дацана работают мастера, здесь делают уникальные скульптуры, статуи божеств, а также сувенирную продукцию. Существует литейный цех на президентский гранд.

XII Пандито Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии.
 В 15 лет пришёл в Анинский дацан. В течение 23 лет постигал учение Будды. В последующие годы Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в других бурятских дацанах, изучал тибетскую медицину и тантру. Весной 1911 года был избран XII Пандито Хамбо ламой буддийского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья.

По легенде, 15 июня 1927 года Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Прочёл специальную молитву для умершего и ушёл в нирвану. Его похоронили в кедровом коробе. Через 75 лет ламы подняли саркофаг и перенесли нетленное тело в Иволгинский дацан.