Результаты "Тотального диктанта", который в этом году написали больше 220 тысяч человек, организаторы обещают огласить 12 апреля. Однако уже известно: 10% написали работу на "отлично", а больше всего ошибались в словах "коньяк" и "стерлядь". Metro попросило прокомментировать текст диктанта Елену Вакулову, кандидата филологических наук и доцента кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС. Вот

- Текст "Тотального диктанта" - по крайней мере тот отрывок, что писали в Петербурге - несложный, поэтому неудивительно, что люди написали его лучше, чем в прошлые годы, - говорит Елена Вакулова. - Однако в нем встречаются так называемые "авторские", факультативные знаки препинания. Например, в отрывке "мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены" запятая - именно "авторская", правила же позволяют нам никакого знака здесь не ставить.

Разберем вот это предложение: "Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту". Перед словом "будущему" можно поставить тире - и это будет считаться правильным, хотя автор и употребил запятую. Можно запутаться в написании "тоже" и "то же", поставить дефис в "Верхнеудинске", но в целом диктант-2017 - довольно простой: на пятерку его можно написать, оперируя лишь оставшимися со школы знаниями.

- Елена Николаевна, как вы полагаете, почему самыми сложными стали слова "коньяк" и "стерлядь"?

- Это довольно легко объяснить: люди пишут "коньяк" с твердым знаком, потому что помнят, например, "конъюнктуру" и "объективный". В корне употребляется мягкий знак, на стыке двух морфем - твердый. Зрительная память здесь срабатывает во вред, но это некритичная, нестыдная ошибка. А "стерлядь" многие написали, ориентируясь на слух: звонкая "д" в конце слова оглушается до "т".

- И что делать, чтобы не ошибаться в довольно простых словах?

- Нужно больше читать.

- То есть повторять "Русяз" и учить правила - бесполезно?

- Правила учить отнюдь не бесполезно, к тому же в среднем и старшем возрасте это очень удобно делать с детьми или внуками. Делаете школьные домашние задания - и повторяете материал, пройденный много лет назад.

- По вашему ощущению, уровень грамотности сейчас упал или наоборот вырос по сравнению с прошлыми годами?

- Самыми провальными в плане грамотности абитуриентов стали 90-е годы, это была просто катастрофа. Люди писали "пата мушта" - и это еще не самое ужасное... Облик слов - их зрительный образ, хранимый памятью - просто не удерживался в головах. Сейчас ситуация другая: уровень грамотности достаточно приличный, но лексический запас снижается, уменьшается грамотность в редких малоупотребительных словах. Орфографическая память ограничивается определенным набором слов.

- Почему это происходит?

- Потому что люди критически мало читают, а в жизни почти не употребляют эти редкие слова. Повторю еще раз: читать надо больше - это развивает зрительную память, которая очень повышает уровень грамотности.

- Читать - и не надеяться на красное подчеркивание в Word?

- Безусловно. Проверка орфографии в компьютерных программах - это перекладывание ответственности за написанное с человека на машину. Нужно всегда помнить, что тот же Word проверяет лишь орфографию, а не правильность употребления слова. "То же" или "Тоже" он вам не поправит, не сможет помочь и с написанием "в течение" и "в течении". Компьютер не видит предложение, он видит текст в целом. Потому особенно надеяться на электронного проверяющего не стоит.