12 ноября на Саяно-Шушенской ГЭС (Республика Хакасия) официально запустили последний из десяти гидроагрегатов, которые пострадали в аварии 2009 года. За день до торжественного запуска корреспондент Metro побывал внутри станции и увидел принцип работы своими глазами.

ТРАГЕДИЯ
Утром 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария. Напором воды сорвало крышку гидроагрегата №2. В машинный зал стала поступать вода, после чего его полностью затопило. В результате погибло 75 человек, а все гидроагрегаты были повреждены. ГЭС остановилась.

– Мне повезло. В тот день я работал в ночную смену, поэтому домой ушёл буквально за несколько часов до аварии, – рассказал Metro Андрей Туркин, инженер службы эксплуатации.

ПОСЛЕ РЕМОНТА
Сейчас в машинном зале чисто и красиво, мраморная плитка и 10 новеньких гидроагрегатов, которые поставила петербургская компания «Силовые машины». Уже и не скажешь, что 5 лет назад здесь всё было затоплено водой. Немного шумно, но через какое-то время привыкаешь. А вибрации не ощущается вообще.

– Раньше, до аварии, даже кружки на столах вибрировали, – поделился с Metro Алексей, один из сотрудников.

К тому же теперь всё автоматизировано. Несмотря на огромные размеры машзала, обслуживают его всего 6 человек (четверо непосредственно в зале и двое на центральном пульте управления).

– Сейчас не надо, например, выдвигать тяжёлые автоматы и постоянно бегать к генераторам, чтобы посмотреть температуру и другие текущие показатели. Вся информация выдаётся на компьютеры, – рассказал Metro Андрей Туркин.

Всего в систему безопасности внесли более 100 изменений. Так что повторение случившегося исключено, утверждают сотрудники ГЭС. Смена в машзале начинается в 8 утра и длится 12 часов. Просто так покинуть своё рабочее место не получится. На все действия нужны ордера. Женщин среди работников машинного зала нет.

– Это не потому, что мы не берём девушек на такие должности. Просто они сами не приходят. Работа очень тяжёлая, – поясняет Андрей.

Оборудование действительно внушительных размеров. Диаметр одного колеса гидротурбины – 6,84 м, а вес – 145 тонн.  Посмотреть, как вращаются лопасти колеса, можно, спустившись из машинного зала на несколько лестничных пролётов вниз. Правда, скорость приличная (148,2 оборота в минуту), так что разглядеть ничего не удастся. Да и шум становится такой сильный, что через пару минут уже хочется подняться обратно.

Но самое интересное место на ГЭС для обычного посетителя – это, конечно, плотина высотой 245 м. С её вершины открывается волшебный вид на Енисей. Подняться туда можно на двух лифтах (с пересадкой), в которых звучит патриотичная музыка. Есть и лестница, но по понятным причинам ею пользуются нечасто. Хотя журналисты, как люди любопытные, решили всё-таки её опробовать. Правда, подняться по ней не решились, поэтому пошли вниз. Да и то, сначала спустившись до половины на одном из лифтов. В результате спуск составил 100 м (почти 30-этажное здание).

– Идти минуты две, – подбадривал нас сопровождающий.

В результате спускались около 7 минут, а по ощущениям все 10.

ПОСЛЕ РАБОТЫ
Всего на СШГЭС работает около 400 сотрудников. Большинство из них живут в соседней деревне Черёмушки. Добраться до неё можно на трамвае, который идёт по берегу Енисея. Его, между прочим, привезли из Петербурга. На нём же местные доезжают до ДК «Энергетик». Там в день запуска последнего из десяти агрегатов собрались все жители деревни и сотрудники ГЭС, которых награждали памятными орденами.

– Обычно здесь не так многолюдно, – рассказала Metro местная жительница Наталья. – Нам сказали, что Лепс с Розенбаумом приедут выступать. Очень хочется их послушать.

Оборудование из Петербурга везли по воде

Поставщиком нового гидрооборудования для агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС выступила компания из Петербурга «Силовые машины». Некоторое оборудование – негабаритное. Над доставкой пришлось поломать голову. В результате для выполнения заказа был разработан уникальный маршрут – по воде.

Готовые узлы грузили прямо со Свердловской набережной, где находится одна из производственных площадок компании – Ленинградский Металлический завод, после чего оборудование преодолело тысячи километров по Ладожскому и Онежскому озёрам, через Беломорско-Балтийский канал, Белое море, по Северному морскому пути и вверх по Енисею. Последнюю милю везли уже по суше автотранспортом. Для этой операции пришлось построить перегрузочный узел, реконструировать автодорогу и 9 мостов.

Общая стоимость работ по восстановлению станции составила 41 млрд рублей (на 2 млрд меньше, чем запланировано). А срок службы новых гидроагрегатов – 40 лет (прежние советские служили на 10 лет меньше).

– Сейчас на ГЭС самый высокий в России, а по каким-то элементам и в мире, уровень автоматизации, – поделился с Metro Владимир Демьянов, генеральный конструктор ОАО «Силовые машины».

При работе одного гидроагрегата нужно учитывать 900 параметров. Всего на станции 10 агрегатов, то есть 9000 параметров, подлежащих постоянному контролю. Теперь все они отслеживаются и обрабатываются автоматически.

– В случае малейших отклонений одного из показателей агрегат останавливается. То есть сегодня человек решения не принимает, – добавил Демьянов.

Принцип работы

Если не вдаваться в сложные технические подробности, то понять принцип работы станции совсем не сложно. Общая мощность СШГЭС 6400 МВт. Она вырабатывается гидроагрегатами, которые находятся в машинном зале. Всего их 10. Каждый мощностью 640 МВт. Если говорить простым языком, то один агрегат может обеспечить беспрерывную работу 616 000 утюгов. Водохранилище СШГЭС – одно из крупнейших в России. Полный объём водосборного бассейна – более 30 км3. Если разделить всю эту воду на жителей России, то каждому достанется более 200 м3 – это 3 железнодорожных цистерны.