После непродолжительного падения цен на бензин в стране снова наметился рост. Рекордно низкие за последние шесть лет нефтяные котировки на стоимость топлива в России не влияют, а удешевление топлива до сих пор диктовалось не рынком, а политикой, объясняет Metro Андрей Гордеев, ведущий аналитик «Верген Групп». По его словам, ценник в оптовом сегменте и на заправках только на 6–10% зависит от барреля. Остальная часть – это налоги: НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и акцизы. Как раз НДПИ государство и повышает. По оценкам Союза нефтепромышленников России, литр 95-го к весне может стоить почти 50 рублей. Гордеев пессимизма не разделяет.

– Основной рост действительно придётся на февраль-март, – комментирует он. – Свою роль сыграют инфляция и резко подорожавшие кредиты для бизнеса из-за роста ключевой ставки. Но, предполагаю, литр АИ-95 вырастет до 40 рублей с нынешних 35,5.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», говорит о других факторах подорожания:

– Во-первых, в силу увеличения спроса на бензин в стране. Во-вторых, из-за сложной геополитической обстановки и введённых против России экономических санкций. Государство не сможет директивно остановить удорожание. Это усугубит ситуацию.

На фоне снижения цен на нефть и падения рубля может подешеветь авиакеросин, который напрямую влияет на цену авиабилетов. Такую перспективу рисуют компании-поставщики. Гордеев полагает, что сильной коррекции цен вниз не будет.

– Компаниям государство даёт право на налоговый вычет – это правда, – говорит он. – Но для того чтобы получить вычет, надо сначала вложить деньги, а где их взять, когда кредиты стали очень дорогими? Плюс чисто рыночные факторы.

Янис Дзенис из Aviasales также считает, что рост цен на авиабилеты в России не замедлится.

– Здесь скорее играет роль количество свободных кресел на том или ином маршруте, – отмечает он. – Сейчас некоторые компании сокращают число рейсов, ряд отменяют. А если образуется дефицит, то цены растут.

Какие отрасли выиграют от падения цен на нефть
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

– В первую очередь стоит сказать, что вряд ли можно разделить отрасли на «чистых и нечистых», то есть на тех, кто выиграет от удешевления стоимости нефти, и тех, кто от этого проиграет. Изменение стоимости нефти влияет на конкретные отрасли не напрямую, а опосредованно, да к тому же ещё и с временным лагом, что также затрудняет составление такого списка. Кроме того, колебания цен на нефть происходят регулярно, цены то снижаются, то вновь растут.

– Продолжительность периода роста или падения цены также бывает различной. В одном случае стоимость меняется на протяжении небольшого отрезка времени, буквально нескольких дней, в другом уменьшение или увеличение могут продолжаться достаточно долгое время. Так что изменение цены на нефть может произойти в любой момент, причём это может быть и скачкообразный рост цены, и продолжение падения стоимости барреля вниз. Соответственно и влияние этого фактора на отрасли будет меняться. Кто был в выигрыше от падения стоимости нефти, может оказаться в проигрыше, и наоборот. Для примера можно привести ту же нефтяную отрасль. Формально, снижение стоимости барреля уменьшает доходы нефтяников, но ведь они не просто добывают нефть, а ещё и делают из неё массу товаров, цена на которые зависит не только от стоимости нефти, и их цена может не снизиться, а даже вырасти.

– Кроме того, есть ведь ещё и другие факторы, влияющие на показатели нефтяных компаний: уровень фискальной нагрузки, структура расходов и доходов, курсы валют. К примеру, при снижающейся цене на нефть, значительную часть выручки нефтяники получают в валюте, а так как рубль подешевел, то их доходы почти не сократились. Поэтому с формальной точки зрения нефтяную отрасль можно отнести к пострадавшим от снижения стоимости нефти, но фактически она таковой не является.