Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников подвёл итоги года и дал прогноз на следующий. Как министр рассказал Metro, «ничего катастрофичного в экономике не произойдёт», но москвичи должны быть готовы «сконцентрироваться» 

Как столица пережила этот непростой год? 

Год для всех сложился по-разному. У москвичей – одна ситуация, у бизнеса – другая, с точки зрения бюджета – свои вопросы и вызовы.

Если же говорить об экономике в целом, её запас прочности оказался значительно больше, чем многие эксперты предполагали. Да и мы сами в конце прошлого года представляли куда более консервативный сценарий развития событий.

Тем не менее негативные тенденции в экономике сохраняются, проблемы пока накапливаются. В следующем году, скорее, усилия больше будут направлены на удержание позиций. В этом смысле 2016 год ожидается сложным. Такой вот не предновогодний прогноз.

В чём заключаются эти негативные тенденции? 

Один из примеров – на рынке недвижимости сформировался существенный навес.

Навес?

Иными словами, превышение предложения над спросом.

Сформировалось много вакантных площадей в торговле, бизнесе. В секторе жилой недвижимости есть стагнация. А мы понимаем, что это значит, – вложения в недвижимость имеют большой вес в структуре инвестиций в основной капитал. Снижение объёмов инвестиций в недвижимость – риск для дальнейшего роста экономики. Плюс многие девелоперские проекты реализуются на заёмные деньги, возврат которых сейчас под вопросом, то есть риски копятся и экономике понадобится какое-то время, чтобы их переварить...

И это лишь одна из наших озабоченностей. А ещё стагнирует внутренний спрос, потребительское кредитование, перестали расти зарплаты – по крайней мере темпами, к которым все успели привыкнуть... Все это давит на динамику роста экономики. Ситуация действительно непростая.

Чем это может обернуться для москвичей? 

Тут тоже по-разному.

С одной стороны, из-за неясности перспектив бизнеса перестали расти зарплаты. При этом безработица сохраняется на низком уровне.

Но эта сложная ситуация подстёгивает компании к оптимизации расходов, в том числе и на оплату труда. Соответственно, в ближайшие годы рынок труда будет рынком спроса, а не предложения. Иными словами, москвичам нужно десять раз подумать, прежде чем сменить работу. За неё придётся держаться.

Хочется, чтобы у москвичей была готовность сконцентрироваться. Очевидно, всем придётся сосредоточиться, поработать, где-то ужаться.

Есть ли у вас какой-то антикризисный план?

План, принятый в Москве в начале года, в основном предусматривал оперативное реагирование – снять отдельные ограничения, ввести мораторий на увеличение арендных ставок. Все эти меры были реализованы.

Одновременно мы адаптировали городские программы под новые экономические условия. За последние три года мы привыкли развиваться в кризисе, поэтому наша экономическая политика в целом и есть антикризисная. 

В этом году запущены дополнительные механизмы контроля за городскими расходами. Это прежде всего то, что касается госзаказа. Здесь экономия на всех стадиях составила в этом году порядка 170 миллиардов рублей. 

Утверждены новые налоговые льготы бизнесу. В результате уровень налоговой нагрузки для новых инвестиционных проектов, а также промышленных предприятий сократится от 10 до 25%. 

Кроме того, с 2016 года мы снизили ставку налога на имущество от кадастровой стоимости. Вместо 1,5% она в следующем году составит 1,3%, а в 2018-м – 1,5% вместо 2%. 

Проводим жёсткую политику в отношении естественных монополий при установлении ими тарифов. Поэтому уже третий год подряд сохраняем индексацию коммунальных тарифов ниже уровня инфляции. 

Ведётся работа по технопаркам и промзонам, создаём условия для привлечения в город инвестиций. Благодаря всем этим мерам нам удалось в прошедшем году стабилизировать ситуацию.