Продукты питания для большей части городских жителей в России (64%) составляют от 20 до 50% всех потребительских расходов. Такие данные содержатся в отчёте Росстата за 2014 год. У сельских жителей ситуация сложнее. Здесь гораздо больше процент тех, кому на пропитание приходится тратить до 70% бюджета и даже больше. К самым затратным категориям социологи относят мясо и мясные продукты (8,2% всех расходов на семью), молоко и молочные продукты (4,2%), хлеб (3,9%) и овощи (2%). По статистике, за последние 30 лет в стране стали заметно меньше есть картофеля и молока. Резко же повысилось потребление фруктов, не так сильно – овощей, мяса и рыбы.

Общая статистика Росстата примерно соответствует результатам другого исследования, проведённого Европейским союзом по странам «Большой двадцатки». Россия здесь заняла первое место по расходам на продукты (30,7% всех трат), опережая даже Индию. Для сравнения: в США это 6,8%. Опережаем мы  развитые и ведущие развивающиеся страны по расходам на алкоголь и сигареты. Наш показатель – 8,1% – в два раза выше, чем у обладателей второго места (ЕС, 4,1%). Немного до лидерства не дотягиваем  мы и по одежде и обуви (9,2% против 10,9% у Китая). Вслед за едой по доле в потребительском бюджете россиян идут траты на транспорт (12,5%) и ЖКХ (10,3%).

– Такая картина вполне типична для небогатых стран, – говорит Metro социолог Андрей Гордин. – По большому счёту значительная часть населения работает на еду и коммуналку. Учитывая нынешнюю сложную ситуацию, которая тяжелее предыдущего кризиса, цифры этого года будут заметно хуже. Бедные станут ещё беднее, часть выпадет из среднего класса.

В развитых странах приоритеты другие. В США на первом месте частная медицина (20,9%), в Японии и Евросоюзе – ЖКХ (25,3% и 24,7%).  

Меньше всего россияне выделяют в своих бюджетах средства на образование и здравоохранение.