Только 8% россиян, согласно данным мониторинга Ромир, не заметили в последние полгода подорожания продуктов питания. Половина полагает, что расходы на еду выросли не менее чем на 40%. Среди экономящих – больше женщин, по возрастному признаку – 58% среди молодёжи
и 72% пожилых.

У этого процесса есть и обратная сторона, рассказывает Metro Александр Борисов, председатель Союза потребителей «Росконтроль». После введения эмбарго главной целью было закрыть дефицит, поэтому в Россию хлынули новые поставщики из других стран, которые пытались заменить европейские товары, а позже присоединились и отечественные.

– Всё это усугубилось тем, что ещё в 2010 году была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов, – комментирует эксперт. – С того момента производители сами подтверждают соответствие товаров требованиям. При этом лабораторные испытания проводятся не всегда. Возможно, сейчас мы видим отсроченный эффект.
Борисов отмечает, что качество продукции в ряде категорий падает не резко – всё-таки производители как могут борются за покупателей, – а постепенно.

– Больше всего нареканий по молочной продукции, – говорит председатель «Рос-контроля». – Это сыр, сливочное масло, творог, сметана.

В первую очередь за счёт замены молочного жира на растительный. Растительный и коллагеновый белок, как и влагоудерживающие добавки, используют при изготовлении мясной продукции. Серьёзные нарушения находят по рыбе.

По словам представителя крупной торговой сети, в период обвала рубля и эмбарго попытка производителей экономить – необходимое зло.

– Недостатка в выборе нет, – говорит он Metro. – Вряд ли кто-то предпочёл бы, чтобы на полках магазинов остались только дорогие, но качественные варианты.

От чего готовы отказаться совсем:
По данным Ромира, это  деликатесы (33%), путешествия (33%), развлечения (31%), гаджеты (30%), рестораны (29%) и фитнес-клубы (24%).