Плохое управление, недостаток личной ответственности и деградация отношения людей к труду – серьёзные проблемы, которые вредят отечественной экономике. Об этом заявил Андрей Клепач, бывший замминистра экономического развития, а ныне зампред Внешэкономбанка. По его словам, русский мужик предпочитает либо пить, либо отдыхать, вместо того чтобы трудиться. А за него работу выполняют таджики, украинцы, белорусы.

– Те же таджики, ставшие притчей во языцех, персонажами анекдотов, во многих случаях работают действительно лучше, – высказался Клепач на слушаниях «Экономика в условиях глобализации».

По мнению экс-чиновника, засилье мигрантов в России вызвано в том числе тем, что  работать люди хотят всё меньше, а трудовая дисциплина размывается. Из-за этого срываются графики и планы, включая крупнейшие предприятия в государственном секторе.

– В 30–40-е годы нас бы всех за такую работу расстреляли, – заключил Клепач.

Представители кадровых агентств, опрошенные Metro, считают, что хоть кто-то назвал эти «социальные недуги» своими именами.

– Проблемы с производительностью труда в России всем известны, – говорит Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор Antal Russia. – Люди просто занимают места, а не работают. Часто это вызвано тем, что им их занятие не нравится. А то, что не нравится, никогда не будет эффективным. Многие работодатели в разговоре удивляются, зачем им платить за подбор эффективных сотрудников, если они могут попросту нанять друга? А московский бизнес предпочитает брать работников из регионов. Они менее избалованные.

При этом Гермерсхаузен соглашается с тем, что в России сформировался замкнутый круг: компании никак не мотивируют сотрудников работать эффективно, те и выполняют свои функции наполовину.

Оценки Клепача отчасти оправданы: в последние два десятилетия имеет место своеобразная деформация отношения к труду, продолжает тему Диана Агасиева, адвокат "Люберецкой  коллегии адвокатов".

–  Возникновение соответствующих проблем связано с целым комплексом факторов: деградацией инструментов внеэкономического мотивирования работников, сохранением низкого уровня оплаты труда в большинстве регионов России (средние показатели не столько отображают реальную ситуацию, сколько лакируют действительность), распространением престижной модели потребления, плохой работой социальных лифтов и отсутствием эффективной системы дисциплинарного воздействия. Иными словами, действительно имеет место структурный кризис в сфере стимулирования труда, – говорит юрист;

Впрочем, факторы, породившие это явление, представляют собой последствия принятия определенных политических решений в области экономики, образования и социальной сферы, считает Агасиева.

– Ответственность за сложившуюся ситуацию нельзя возлагать только на самих работников или их нанимателей. Бремя вины за произошедшее лежит в первую очередь на тех, кто сформировал среду, в которой вынуждены действовать граждане, будь то предприниматели или рядовые сотрудники предприятий, – заклюает она.

Эксперт по рекрутингу Алексей Умильцев напоминает, что в Россия в рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития по эффективности труда стабильно занимает последнее место в Европе.

– Согласен, что в стране сформировался замкнутый круг, когда работодатели очень слабо мотивируют персонал, в основном действуя репрессивными мерами, а персонал работает ровно на столько, насколько ему платят. Другое дело, что это усреднённая оценка. Серьёзные компании пресекают подобные дилеммы и жёстко контролируют эффективность работы, в чиновничьей сфере это сложнее. В кризис проблема обострилась. Многие предприятия стараются сэкономить, снизить затраты, им не до премирования и прочих мотивационных вещей.