Новости

Вице-чемпион Олимпиады Сергей Бида: Сперва проступили слёзы, было страшно обидно...

Интервью Metro с российским фехтовальщиком
Вице-чемпион Олимпиады Сергей Бида: Сперва проступили слёзы, было страшно обидно...
Вице-чемпион Олимпиады Сергей Бида: Сперва проступили слёзы, было страшно обидно...
Сергей Бида. Фото AFP

На Олимпиаде в Токио российские шпажисты Сергей Бида, Павел Сухов, Никита Глазков и Сергей Ходос взяли серебро в командном турнире. Для нашей сборной этой была первая за 25 лет медаль в данном виде программы. В интервью Metro Бида рассуждает о том, чего не хватило для завоевания золота

У вас невероятно спортивная династия: бабушка Валентина Растворова – олимпийская чемпионка 1960 года по фехтованию, мама Елена Гришина – вице-чемпионка мира в этом виде спорта. Но вы решили сперва пойти по стопам дедушки, ватерполиста Бориса Гришина.
На самом деле в раннем детстве я занимался большим теннисом. Стоял выбор – либо переезжать с мамой в Испанию и тренироваться там, либо оставаться в России. В итоге остались, и я перешёл в водное поло. Меня всегда привлекали командные виды спорта: то я кого-то выручу, то меня кто-то. Мне и в фехтовании до сих пор больше нравится выступать в командном первенстве, чем в личном.

Почему бросили бассейн?
У меня начался хронический гайморит. Попадаю надолго в хлорку – сразу заболеваю. Получалось так: две недели сижу дома, неделю тренируюсь. В общем, полная безнадёга. В 13 лет пришлось снова что-то менять.

Ваша мама рассказывала, что в детстве любви к фехтованию у вас не было и в помине.
Этот вид спорта меня преследовал везде и всюду: там же и мама, и бабушка. А мне нравились игровые виды, где присутствует мячик. Уже занимаясь шпагой, пытался податься в футбол. Там сказали: "Очень поздно, дружок". Кроме того, мама меня отдала на фехтование, чтобы я не прозябал на улице. Надо было куда-то девать энергию, которая била через край. Когда уже пошли результаты, мне стало более или менее интересно.

Вы воспитаник московского “Динамо”. Как школа и город помогали в вашем походе за олимпийской медалью?  
Я постоянно ощущал поддержку, ни в чём не нуждался. Как и всем детям, мне давали бесплатную экипировку, для нас регулярно устраивали сборы и другие мероприятия. Тренировочный процесс был на высшем уровне. Очень многих результатов я добился именно благодаря тому, что выступаю за нашу славную столицу.   

В Токио вы не смогли пройти в полуфинал в личном первенстве, уступив французу Ромену Каннону – 12:15. Какое поражение стало более обидным – это или в финале командной шпаги, где Россия проиграла японцам – 36:45?
В финале командной. Знал, что в личном я отфехтовал, отдав себя на сто процентов. Мне не за что было себя корить. Не было ни слёз, ни переживаний. Снял маску, пожал руку сопернику и сразу начал думать о командных соревнованиях. Да, обидно, Олимпиада лишь раз в четыре года. Но что поделаешь, такова жизнь, соперник сегодня оказался сильнее. Завтра сильнее буду я. К таким вопросам подхожу философски.

А чего не хватило для золота в командном первенстве?
Концентрации. Перерыв между полуфиналом и финалом длился 5-6 часов. Скорее всего, мы неправильно распределили это время. По идее, всё сделали по учебнику: отдохнули, полежали, размялись, посидели, ещё размялись. Не могу сказать, что где-то недоработали. Но длинный перерыв подействовал против нас, нам это было непривычно.

Ушёл необходимый адреналин?
Нет, мы были заряжены. Просто японцы были заряжены больше.

Из четвёрки наших шпажистов вы фехтовали последним. На вас была повышенная ответственность?
Никогда не разделяю команду на какие-то запчасти. Это абсолютно целый, единый механизм. В плане психологии – да, последнему тяжелее. Но в этом году на всех соревнованиях заканчиваю бои именно я, ведь уже опытен и уверен в себе.

Винили себя за проигрыш в финале?
Конечно. В какой-то момент даже проступили слёзы. Мне было страшно обидно. Я очень много отдал, и чуть-чуть не хватило до исполнения заветной мечты. Но прошло буквально два часа, и стали посещать мысли: это же медаль Олимпиады! Да, не золото. Но я и карьеру не заканчиваю. Буду обязательно стараться дальше достичь своей цели.

Нет зависти, пусть и доброй, по отношению к нашим девчонкам-фехтовальщицам, которые в Токио взяли три золота?
Абсолютно никакой! Они всегда показывают шедевральные результаты. Безумно рад за то, что приносят стране такое количество медалей. Поэтому мы почти всегда занимаем первое место в общих зачётах. Это не зависть, а гордость. К тому же у меня своя медаль тоже есть.

Какие впечатления оставил Токио? Именно такой представляли себе Японию?
Нет, другой. Хорошая, красивая страна, очень экологичная, с развитой инфраструктурой. Но у меня не было реакции: "Ух ты! Вот ни фига себе!" Поверьте, дроны там не летают и не забирают тебя под мышки, унося куда-нибудь. (Смеётся.)  

Собираетесь на Олимпиаду-2024 в Париж?
Очень хочу, чтобы и я, и команда туда отобрались. А задача всегда одна – золото. На другие медали не прицеливаюсь. Спросишь кого-то: "Зачем ты едешь на Игры?” Никто не скажет: “Просто выступить”.

То есть фраза инициатора современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена "Главное не победа, а участие" более не актуальна?
Да, для меня это просто красивые слова.