Взгляд Набокова на Толстого
«Анна Каренина» – одно из лучших произведений Льва Толстого. В школе его проходили все. Но не всем доставались настолько хорошие учителя, чтобы сделать роман понятным. Теперь театр «У Никитских ворот» новой постановкой «Анна Каренина. Lecture» даёт возможность зрителям восполнить этот пробел. Нет, перед нами не просто очередная трактовка классики. Всё куда интереснее. Марк Розовский взял за основу одну из лекций Владимира Набокова по русской литературе, посвящённой «Анне Карениной», и совместил её со сценами из романа. В итоге к главным героям присоединился ещё один – Лектор (по сути, сам Набоков).

Думайте сами, решайте сами
Зрителю даётся шанс рассмотреть историю с разных сторон: сопоставить взгляды на произведение самого Толстого (они отстаиваются в основной части повествования) и точку зрения Набокова. Мнения классиков часто не совпадают. К примеру, Вронский (Максим Заусалин) показан ярким, темпераментным и любящим Анну. Хотя Лектор (Денис Юченков) явно недолюбливает этого героя и напрямую говорит зрителю об этом. Та же история с Карениным (Александр Масалов). Лектор называет его тираном, я же искренне сочувствовала персонажу, которому не оставили выбора. 

Чужой среди своих
Внимания достоин каждый. Главный треугольник: Каренин – Вронский – Анна (Наталья Троицкая-Кунгурова) – постоянно держит в напряжении. Не уступают Левин (Александр Чернявский) и Стива (Владимир Давиденко). Их герои получились не книжными, а живыми людьми, каждый со своими страстями. Сложнее всего приходится Денису Юченкову. Он по воле режиссёра оказался единственным «не родным» героем романа и вынужден справляться сразу с двумя задачами: быть и сторонним наблюдателем, и участником событий.

Минимализм оправдан
В спектакле используются интересные решения. По сути, на сцене пусто. Только помосты, стулья и несколько огромных вырезанных силуэтов дам и господ в костюмах ХIХ века. Но все эти детали постоянно работают. Реальные кавалеры целуют руки картонным великаншам. Стулья то скромно стоят в углу, то вдруг оказываются посередине сценического пространства и выполняют роль единственного друга заблудившихся в собственных эмоциях героев. В общем, это очередной пример того, как даже при минимуме декораций постановка может получиться запоминающейся.

Мнения зрителей

«Нестандартный, странный, но увлекательный эксперимент. Я таких на сцене ещё не видел. Думаю, что театр не прогадал».
Кирилл,
27 лет, учитель

«Думаю, сюда стоит идти школьникам и студентам. Словно лекцию прочли. После такого сочинение написать проще простого».
Дмитрий, 21 год, студент

«Темновато на сцене, впрочем, может, так и лучше: герои в свете рампы выделяются, словно вырезанные фигурки».
Татьяна,
20 лет, студентка

«Не во всём согласна с лектором, некоторые факты явно надуманные. Толстой писал про другое и любил всех своих героев».
Наталья
38 лет, пианистка