В октябре договор о присоединении к интеграционному объединению подписала Армения, 23 декабря своё «да» на бумаге зафиксировала Киргизия. В первом случае все процедуры будут завершены 2 января, во втором, согласно планам Бишкека, – до 9 мая. После этого на территории с населением в 170 млн человек заработает общий рынок со свободой перемещения капиталов, услуг, товаров и рабочей силы. В 2016 году объединят фармацевтические рынки, с 2017-го – энергетические, а к 2025-му – нефтегазовые.

Наталия Шишкина, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии:

– Актуальность постсоветской интеграции следует рассмотреть с двух точек зрения: экономической и геополитической.  В тех экономических условиях, которые есть сейчас и будут в течение нескольких последующих лет, интеграция на постсоветском пространстве с первого взгляда кажется лишней и ненужной. В то же время следует учитывать, что с бывшими странами Советского Союза Россию связывают давние хозяйственные и культурные связи. Было бы глупо не восстанавливать их в той агрессивной обстановке, которая сейчас складывается. Ещё в августе Киргизия заявила о своей готовности поставлять в Россию сельхозпродукцию, причем стоимость киргизских продуктов намного ниже, чем европейских. Для России, имеющей серьезные проблемы в области сельского хозяйства, такая помощь не может быть лишней.

– Киргизия – страна аграрная, сильно зависимая от российских энергетических поставок и финансовых вливаний. Но если Киргизия начнет удовлетворять спрос на сельхозпродукцию, который есть в России, это позволит ей создать новые рабочие места, организовать строительство перерабатывающих фабрик, вложить полученные от экспорта деньги в другие сферы развития. В такой ситуации российские финансовые вливания, по крайней мере, в том объеме, в котором они были, уже не потребуется: Россия получит необходимые ей товары, Киргизия – необходимые ей средства. Кроме того, у России уже есть опыт решения некоторых внутренних проблем за счет привлечения киргизских специалистов. В частности, в Пензенской области в 2011 году за счет привлечения киргизских врачей была решена проблема нехватки медицинского персонала.

– Вполне взаимовыгодное сотрудничество, которое несколько неверно называть «балластом».
Здесь могут возникнуть опасения, связанные с возникновением зависимости от поставок продовольствия из Киргизии. Опасаться стоит не самих поставок, а внутренних ошибок в отношении российских сельхозпроизводителей, которые находятся в менее выгодных условиях, чем сельхозпроизводители Киргизии. Рабочая сила в Киргизии значительно дешевле, чем в России, дешевле и тарифы на электроэнергию, сельское население составляет подавляющее большинство. На этом фоне пустующие деревни, отток населения из села, проблемы в сфере транспортной инфраструктуры, сложности ведения бизнеса и сельского хозяйства в России выглядят удручающе.

– Наверняка тема поставок дешевой продукции с постсоветского пространства на фоне разложения собственного сельского хозяйства будет подниматься и обсуждаться, вполне вероятно, что это будет использоваться оппозиционными политическими группировками, в особенности националистическими.

– С политической точки зрения интеграция на постсоветском пространстве своей актуальности не теряла, а в условиях расширения информационной войны – только приобретала. Особенно сейчас, когда США открыто заявляет об усилении поддержки «демократии и гражданского общества», а также «независимых» СМИ, на постсоветском пространстве, а курс НАТО «Drang nach Osten» слишком очевиден. Влияние в регионе Средней Азии никогда не бывает лишним, сотрудничество и расширение связей со странами постсоветского пространства необходимо России, прежде всего для того, чтобы на границах не сформировалась зона влияния Запада или Китая.

– Если бы страны постсоветского пространства были бы бесперспективными, ни Китай, ни западные страны не стали бы тратить время и силы на реализацию тех проектов и инициатив, которые сейчас существуют в регионе. Здесь я имею в виду, прежде всего, энергетические проекты в обход России, транспортные артерии, которые, по задумке Запада, должны в обход России соединить Китай со странами ЕС, а также культурную экспансию. То, что называется «сила примера» в стратегии национальной безопасности США. Возникает вопрос: зачем же отказываться от возможности обойтись без зависимости от стран, которые давно и упорно вели информационную кампанию против России?

– Как раз в этих, неблагоприятных и кризисных, условиях, интеграция со странами бывшего Советского Союза необходима; издержки России, которые она понесет как инициатор, окупятся, пусть и не моментально, да и использовать уже некогда успешно существовавшие экономические связи было бы разумно.

– Важно понимать, что неблагоприятные экономические условия, которые сейчас сложились – результат не только внешних воздействий как таковых, но и эффективного использования внутренних проблем внешним актором. Поэтому вместо опасений по поводу расходов, которые Россия понесет от интеграции, следовало бы задуматься о том, насколько он незначителен по сравнению с расходами, которые Россия уже понесла из-за внутренних факторов.

Анна Бодрова, старший аналитик Альпари:

– Полностью воспроизводить постсоветскую интеграцию нет смысла - новый союз экономик, ЕАЭС, создается с целью стабилизации стран в торгово-экономических цепочках и укрепления финансовой устойчивости.

– Россия последовательно выстраивает вокруг себя новый экономический союз, внутри которого пока будет главной. Это работа на многие годы, и потому первый эффект от синегрии внутри ЕАЭС будет заметен в 2017-2020 годах. Политических рисков тут почти нет, потому что страны, входящие в альянс, смотрят в одном направлении. Экономические риски пока каждый несет в равной степени.

– Одно из главных событий уходящего года – безусловно, введение Россией эмбарго на поставки продовольствия из Евросоюза, США и примкнувшей к ним Норвегии. Это едва ли не первый случай со времён Советского Союза, когда наша страна открыто бросает вызов условному Западу и де-факто наказывает его за антироссийскую активность. Сельхозпроизводители Европы подсчитывают убытки и требуют компенсаций от Еврокомиссии, а наши партнёры из ЕАЭС уже активно осваивают занятые доселе рыночные ниши. Похоже, задача обеспечения продовольственной безопасности России, поставленная несколько лет назад, будет решена раньше, чем предполагалось.

– Следует также напомнить, что в Минске запланировано заседание Международного банковского совета с участием представителей Евразийской экономической комиссии, в ходе которого будут вырабатываться предложения по интеграции национальных платёжных систем на постсоветском пространстве. Плюсы все же очевидны: те $4 млрд комиссионных, что собирают Visa и MasterCard, могли бы осесть в бюджетах экономического союза. Вряд ли выпуск и обслуживание местных национальных карт будет значительно дешевле иностранных аналогов, потому что принцип работы тут един. Пока это будет дольше и сложнее по времени, американские процессинговые компании работают на этом рынке не первое десятилетие.

– Также к 2025 году должен быть сформирован единый рынок углеводородного сырья. Планируется также создание единой газотранспортной системы, к ней будет иметь доступ все страны союза. В целом, создается впечатление, что странам ЕАЭС подобная система будет удобна для расчетов и взаимодействия, - возможно даже, как первый пробный этап в рамках создания некой единой финансовой системы. "Обкатка" займет время, но вряд ли это будет слишком сложно. Здесь это даже интересно и инвестиционно привлекательно.

– Объединённый рынок ЕАЭС насчитывает около 170 млн человек, суммарный размер экономик составляет более 2,5 трлн долларов, что делает союз достаточно конкурентным по меркам глобальной экономики. Но играть с цифрами, конечно, намного проще, чем проводить промышленную политику и развивать экономику. Особенно, если вспомнить, что ослабление рубля провоцирует инфляцию а вместе с ней и падение доверия к рублю граждан и бизнеса наших партнеров в бывшем СССР.

– Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитали, что в случае успешной интеграции, грамотной стратегии и объединения рынков к 2030 году годовой прирост ВВП может увеличиться: для Беларуси – на 14 млрд долларов, для Казахстана – на 13 млрд, для России – на 75 млрд.

– Совокупный эффект для стран-участниц союза по информации Альпари может составить около 900 млрд. Поэтому у ЕАЭС есть большой потенциал