– Если ребенок плохо владеет навыками общения со сверстниками, то он чаще будет чувствовать себя одиноким, – говорит она. – У него станет развиваться тревожность и неуверенность в себе. Зачастую такие дети со временем становятся более конфликтными и недоброжелательными.

Обучите ребёнка правильной процедуре знакомства. Она состоит из трёх этапов.

– Первый этап – это вступление, – объясняет Екатерина. – В этот момент ребёнку необходимо установить контакт со сверстником. Для начала стоит произнести такую фразу: «Здравствуй, меня зовут Лёня, а тебя как зовут?». Затем идёт основная часть. Под ней подразумевается донесение какой-то информации. Пусть он скажет, допустим, так: «Нам не хватает одного игрока для игры в футбол. Не мог бы ты постоять на воротах?».

Дети помладше, которые пока не участвуют в командных играх, могут предложить другим ребятам поиграть в куклы, динозавров, агентов. Также стоит посоветовать ребёнку быть активнее и предлагать новые роли в игре, если другие не берут в его в команду, ссылаясь на то, что для него роли не хватило.

– Последним этапом является выход из контакта. Его обычно обозначает фраза: «До свидания, увидимся завтра», – объясняет психолог. – Она будет сигналом к тому, что общение прошло удачно, поэтому будет продолжение.

Общительные дети овладевают этой схемой самостоятельно, а вот детям с коммуникативными трудностями нужна дополнительная помощь.

– Общение происходит с помощью речи, а также с помощью невербальных средств общения – жестов, мимики, поз, интонации и тембра. При этом психологи доказали, что словесное общение в беседе дает лишь треть информации, а всё остальное – невербальные сигналы, – говорит Екатерина. – Нам, взрослым приятно, когда нам улыбаются в магазине, коллеги жмут руку при встрече. В этот момент мы расслабляемся, у нас повышается настроение, тревога и депрессия исчезают. То же самое происходит и с детьми. Научите их обращать внимание на подобные сигналы. Для этого предложите сыну или дочери поиграть в игру. Подойдите к ребенку и скажите: «Давай поздороваемся только указательными пальцем!» и соедините свой палец с его. Так же можно поступить, используя кулаки, коленки. Таким образом вы покажете ему, насколько важен телесный контакт, и что он может быть не менее важным при встрече, чем слова. Можно также усложнять игру, например, жать друг другу руки с закрытыми глазами. Эта веселая игра настроит на положительные эмоции и приведёт к преодолению нерешительности и скованности.