Выборы на Украине, платёжки за капремонт, флаги на 4 ноября – мне без разницы. Потому что я четыре дня была в Санкт-Петербурге. Говорит само за себя! Город-дворец, потемневшая от сырости пепельная роза, как же я люблю тебя! Прогулка по Невскому – механическое пианино в Елисеевском гастрономе, книжный магазин «Лавка писателей», пирожные в кафе «Север», бронзовый кот на карнизе окна во втором этаже, тёмный двор, дождь, не прекращающийся с 1703 года... И роскошные современные музеи!

Петербургский инновационный подход к музейному делу особенно бросается в глаза в сравнении с другими городами. Я тут с фестивалем «Плюсовая поэзия» побывала в Череповце в музее рок-поэта Александра Башлачёва – вот уж нищета в закутке убогой районной библиотеки... Но вернусь в Петербург.

Впечатлил Музей современного искусства «Эрарта». Индивидуальные шкафчики вместо гардероба, навигация, юмор («Искусство вредно на голодный желудок – кафе на 3-м этаже»), ну и главное – отличная коллекция современного искусства и увлечённая экскурсовод Анна Торчило. Все объекты коллекции несут двойной смысл, в каждом плохо скрываемый намёк, так что произведение кажется смелым, «запрещённым», протестным. Бесконечные железнодорожные цистерны, нарисованные нефтью; Иисус Христос с мешком на голове; мужское достоинство не с двумя, а с пятью (по числу олимпийских колец) составляющими...

Следующим местом культурной силы стал Государственный музей политической истории России – в прошлом году он был признан лучшим музеем Петербурга (жаль, что в петербургском конкурсе «Музейный Олимп» могут участвовать только государственные музеи, частным почему-то запрещено). Музей оказался очень живым: в дождливый день туда шли группы детей, чтобы принять участие в интерактивных программах типа «Три урока в земской школе». Чего только в этом музее нет – от кандалов политкаторжан и фарфора с революционными лозунгами до уголовных дел советских диссидентов. Я даже не подозревала, что в 1976 году Ленинград за одну ночь был расписан лозунгами «Свободу политзаключённым!» Порадовало, что вместо «музейных бабушек», сидящих по углам залов, нас встречали элегантные мужчины – строгий чёрный костюм и шарф с эмблемой музея.

Пиршеством для души стал Музей Карла Фаберже – даже не верится, что в ноябре он празднует всего первый год своего рождения и год назад я обругала его за дороговизну билетов. Друзья, билеты подешевели в три (!) раза. Свои колонки я пишу для людей, а не для скульптур, поэтому начну с важного – в музее роскошный туалет! Фаберже был бы доволен. А если шутки в сторону – концентрация шедевров на квадратный метр залов просто зашкаливает! От произведений ювелирного искусства, которые держали в руках российские императоры, до личных вещей магнатов Ротшильдов, от иконостаса 1600 года до картин Ренуара! К моему удивлению, экскурсовод Екатерина Петухова сообщила директору музея, что «здесь колумнист газеты Metro», и он пришёл, чтобы пожать мне руку. Нас любят. И это взаимно!

Мнение автора колонки может
не совпадать с мнением редакции.