Владимир Александрович, давайте начнём с вопроса, который волнует всех пассажиров, – капремонта станций. Каковы сроки текущих работ и какие станции на очереди?
«Выборгская» примет пассажиров в 20-х числах декабря, «Василеостровская» – в июле 2016 года. 16 января мы закрываем «Елизаровскую». В ближайших планах на капремонт у нас идёт «Лесная» – она закроется в 2017 году.

Порядок капремонта станций определяется в соответствии с проведёнными обследованиями и заключениями специалистов о техническом состоянии конструкций. Основные работы проводятся на наклонных ходах. Все они построены в грунтах, насыщенных водой, соответственно, требуется восстановление гидроизоляции. Если уж мы закрываем станцию, то осуществляем ремонт и эскалаторов, и кассовых залов, и служебных помещений, чтобы после 11-месячного перерыва она выглядела как новенькая.

Вы сказали, что в ряде случаев эскалаторы не только ремонтируют, но и заменяют. Чем новые отличаются от старых?
Особенность эскалаторов заключается в том, что они надёжно работают десятилетиями. Со временем проводится модернизация подъёмных машин, в частности, они переводятся на микропроцессорное управление. В настоящее время мы нацеливаем разработчиков на создание новых узкобалюстрадных эскалаторов, что позволит в существующих наклонных ходах применить четыре эскалатора вместо трёх и увеличить пропускную способность станции.

Пассажиры жаловались на остановки траволаторов на «Спортивной-2». С чем была связана проблема и как её удалось разрешить?
Проблемы до сих пор есть. Дело в том, что траволаторы являются новшеством для метро, и в процессе эксплуатации с большим пассажиропотоком вскрылись отдельные конструктивные их недостатки. Мы заключили с предприятием-изготовителем договор на сервисное обслуживание и надеемся на решение этой проблемы в ближайшее время.

Петербургский метрополитен активно внедряет новые технологии оплаты проезда. А какие новшества ждут пассажиров в ближайшее время?
Прежде всего отмечу, что существующая система оплаты отвечает всем современным требованиям. Тем не менее мы её постоянно совершенствуем. Так, очень хорошо себя зарекомендовала оплата проезда банковской картой. Начали с нескольких поездок в день, а сейчас количество  оплат картой исчисляется тысячами. Будем активно работать в этом направлении.

За последний год также приобретено больше сотни автоматов по продаже жетонов и пополнению карт. Пассажиру гораздо удобнее воспользоваться автоматом, чем стоять в очереди. Появилась возможность пополнения ресурса проездных документов и через Интернет.

Смольный решил повысить стоимость проезда в метро в 2016 году с 31 до 35 рублей. Как в соотношении с новыми ценами будут рассчитываться скидки по «Подорожнику»?
Метрополитен не определяет тариф, он только предоставляет расчёт о доходах и расходах на эксплуатацию, а решение принимается городом. Могу лишь сказать, что тариф в многоразовых проездных документах будет расти меньше, чем разовый.

Если же говорить о льготных категориях граждан, то скидка порой доходит до 80%. Если мы делаем что-то дешевле, значит, на что-то придётся повысить цены или опять забираться в городские субсидии. На сегодняшний день себестоимость перевозки пассажира в метро уже на три рубля превышает тариф.

Выходит, работа ночного поезда от «Спортивной» до «Адмиралтейской» совсем невыгодна?
Я считаю, что метрополитен – вид транспорта, рассчитанный на большой пассажиро-
оборот, в противном случае он экономически неэффективен. Во время ночного движения составов на этом участке в вагонах нередко в среднем перевозится всего по два-три  человека, а себестоимость поездки при этом достигает 120 рублей. Это очень мешает также работе в ночное время, ведь основная задача в этот период – за несколько часов выполнить обслуживающие процессы для нормального функционирования станций днём.

Нам часто приводят в пример Нью-Йорк: мол, поезда там ходят круглые сутки, и все справляются. Но я встречался с одним из руководителей этой подземки, и он пояснил, что для обслуживания они просто закрывают на несколько дней целую линию. Мы такого себе позволить не можем. Что касается продления работы вестибюлей до часа ночи, то, как показывает опыт, пассажиропоток в это время очень незначительный.

Метрополитен планирует закупить большое количество нового подвижного состава. Что это будут за вагоны и чем они отличаются от уже курсирующих на линиях?
На сегодня у нас в замене нуждается около 70% выходящих на линии вагонов. Цифра очень серьёзная. Делаем всё, чтобы это не сказалось на безопасности перевозок. Вагоны старых поколений проходят освидетельствование, дающее гарантию на безопасную эксплуатацию, проводятся работы капитального характера и поддерживающий ремонт. Но нужно понимать, что любое старое должно быть сбалансировано с новым. Нас сильно подкосили 1990-е годы, когда обновление парка почти не проводилось из-за отсутствия средств. Сейчас приходится навёрстывать. В прошлом году провели конкурс на закупку 160 вагонов общей стоимостью более
10 млрд рублей. Они будут курсировать на первой линии. Но это дорогое удовольствие. Для сравнения: вагон старого образца стоил 30 млн рублей, а нового – около 65 млн рублей.

Какой новый подвижной состав уже закуплен?
Это вагоны проекта «НеВа», уже курсирующие на 3-й линии, плюс четыре состава производства ЗАО «Трансмашхолдинг». Мы назвали их «Юбилейными» – в честь 60-летия метрополитена. Сейчас они проходят приёмку.

Как водится, главный сотрудник метрополитена, обслуживающий пассажиров, – это машинист. Какие новые технологии внедряются для большего удобства и безопасности их работы?  
Среди российских метрополитенов мы одними из первых ввели контроль за состоянием здоровья машиниста. Это не просто медицинский осмотр перед выходом на линию, а постоянный контроль и мониторинг состояния здоровья по нескольким параметрам.

Появляются и новые технологии, действующие в режиме онлайн. Например, машинист носит специальную клипсу, которая сканирует необходимые данные и передаёт их в центр обработки. Эта система пока функционирует в тестовом режиме, но уже хорошо себя зарекомендовала.
Заботимся мы не только о физической форме наших сотрудников, но и об их психоэмоциональном состоянии. У них всегда есть возможность пройти реабилитацию в ведомственных медицинских учреждениях.

К знаковой дате в ГУП «Петербургский метрополитен» готовились загодя. День рождения подземки отмечается 15 ноября, но торжественные мероприятия уже начались. В минувшую субботу состоялось открытие обновлённого Музея метро. (подробнее и фото здесь...) После реконструкции музей превратился в интерактивный экспозиционно-образовательный центр.

В четверг, 12 ноября, в депо «Автово» соберутся представители метрополитенов стран СНГ и ближнего зарубежья, а 13 ноября в Ледовом дворце состоится торжественный концерт для сотрудников.

– На праздничное представление приглашены все ветераны, стоявшие у истоков создания нашего метрополитена в 1955 году, – рассказал Metro начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин.

14 ноября в Музее связи им. А.С. Попова откроется выставка «Профессионалы метро». На экспозиции представят портреты сотрудников на рабочих местах.

Торжественные мероприятия воскресенья начнутся на станции «Автово»: в 10 утра пройдёт митинг с участием ветеранов предприятия, учащихся колледжа метрополитена и представителей городской администрации. Затем до «Площади Восстания» отправится ретросостав. В этот же день начнутся продажи юбилейных жетонов и проездных.