По уровню развития общественного питания Петербург больше похож на Европу, чем на другие российские города – в первую очередь Москву. Об этом Metro рассказала Наталия Аристархова, эксперт рынка в NPD Group. По её словам, потребители здесь более размеренные и предпочитают ходить на обеды или ужины в компании, с друзьями или коллегами. К примеру, в столице довольно большой процент визитов приходится на одиночек.

– Петербуржцы не спешат рано вставать и завтракают преимущественно дома, а не в ресторанах и кафе, – рассказывает Аристархова. – Интересно, что в Северной столице люди довольно много тратят на еду вне дома. Средний чек сопоставим с Москвой, хотя доходы у жителей Петербурга ниже. Здесь лучше развит демократичный сегмент. По этой причине еда на ходу и доставка готовых блюд чувствуют себя хуже, чем в других городах. Если москвичи заказывают, к примеру, пиццу – альтернативы нет, то петербуржцы просто выходят на улицу и покупают еду в небольшом заведении, точно так же, как это делают европейцы.

В NPD Group считают, что по многим тенденциям Петербург опережает Москву, идеи здесь реализуют быстрее. К примеру, в Северной столице есть интересные заведения формата фаст-кэжуал, которые сочетают преимущества фастфуда (заказ у стойки) с плюсами ресторана – готовое блюдо официант приносит к столику.

Петербург к тому же является лидером в России по популярности формата «кофе с собой». Если в среднем по стране на эту услугу приходится только 3% потребления напитка, то у нас – 10%. Благодаря этому кофейни (6% посещаемости общепита) остаются самым растущим сегментом. За год, с весны 2015-го, их число увеличилось на 7%.

За кофейнями следует стрит-фуд, уличная еда, говорит Андрей Амосов, руководитель JLL в Санкт-Петербурге.

– Это не только антикризисный формат, но и действительно модная концепция, по сути, самый заметный тренд сегодня, – рассказывает он. – В основном здесь представлены российские сети.

Согласно данным NPD,в городе на фастфуд по посещаемости приходится 40%, на рестораны – 26%. Среди них лидируют столовые (каждая пятая), ритейл и заправки (11%), а также кафе (6%). Японская кухня опережает итальянскую (3% к 2) и русскую (1%). И только каждое сотое заведение в Петербурге – бар.