Режиссёр фильма "Две женщины" рассказала о том, как проходили съёмки картины по мотивам пьесы Ивана Тургенева "Месяц в деревне", об усадьбе Михаила Глинки и поделилась впечатлениями от "Левиафана" Андрея Звягинцева. Встреча с Верой Глаголевой состоялась во время премьерного показа в кинотеатре "Люксор".

- После работы над "Одной войной" не хотелось современности, поэтому обратилась к классике. К тому же пьеса Тургенева не раз ставилась в театре, например, замечательная постановка Эфроса, но до сих пор не была экранизирована. «Месяц в деревне» - это история любви и настоящих чувств. Я читала много современных сценариев, но ничего подобного не встретила.

- Почему в экранизации русской классики задействован такой интернациональный актёрский состав?
- Что касается роли Ракитина, то подобный внутренний аристократизм, мало кому присущ. Прежде всего, я подумала о Рэйфе Файнсе. И первым делом эту роль предложила ему. Конечно, если бы он не согласился, тогда искали бы другую кандидатуру. Но Файнс сказал: «Да». Кстати, он начал учить русский язык с 1997 года и достиг неплохого результата. Все реплики в фильме британский актёр произносит сам. Ещё в картине играет Сельви Тестю - очень интересная французская актриса - обладательница двух премий Сезара за роль в картине по Франсуазе Саган. Мне нужна была подобная обаятельная натура. Но главную роль, конечно же, должна была сыграть только русская актриса. Её стала Анна Астраханцева. Также в фильме есть немец Бернд Мосс, который исполнил роль гувернёра. Нам удалось найти актёра, вызывающего улыбку у зрителей.

- Почему решили снимать фильм в музее-усадьбе композитора Михаила Глинки в Новоспасском? Связано ли это как-то с тем, сто вас жалуют на Смоленщине и вы не раз становились обладателем кинопремии "Золотой Феникс"?
- Да, мои фильмы трижды получали гран-при фестиваля. "Одна война", "Чёртово колесо", и этой осенью - "Две женщины". Это никак не повлияло на выбор площадки для съёмок. Мы искали классическую усадьбу с колоннами, но не очень пафосную. Имение композитора Михаила Глинки как раз подошло. А главное, там потрясающая парковая аллея с огромными дубами. Вообще в настоящее время очень мало осталось усадеб в России в хорошем состоянии. Одно из исключений – усадьба Лермонтова недалеко от Москвы. Но она уже не раз мелькала в разных фильмах, например, в «Бедной Насте». И нам нужна была камерная усадьба помещика, а не дворянина.

- Вы использовали реквизиты с киностудии, или же снимали фильм в обстановке усадьбы?
- За годы войны в усадьбе многое утратили - в 1980-х годах усадьба была восстановлена по чертежам с очень бережным и точным подходом. К тому же удалось собрать некоторые подлинные вещи Михаила Глинки. Например, рояли, на которых играл композитор, какие-то предметы его матери. Для съёмок фильма мы достроили террасу. Она выдержана в стиле всего здания, но поначалу после окончания съёмок её хотели разобрать. Но передумали, так как согласились с тем, что она замечательно вписалась. Так что терраса сохранится. Вообще наши съёмки в усадьбе начинались с того, что нам постоянно говорили: «Не садитесь никуда! Ни на один стул!». А затем уже и стулья, и кресла пошли в ход – разрешили всё, что нужно было для съёмки фильма. Кстати, ничего не сломали, не испортили. Всё прошло удачно. Отдельная благодарность директору музея-усадьбы Татьяне Михайловне. После съёмок мы оставили им некоторые костюмы персонажей. Думаю, это творческое сотрудничество получилась взаимовыгодным.

- Как проходили сами съёмки?
- Мы сняли фильм за месяц. Времени катастрофически не хватало. Безумно не везло с погодной. Когда нужно было солнце – лил дождь. Когда дождь – светило солнце. И каждый раз, просыпаясь утром, мы первым делом смотрели – какая погода. И исходя из этого снимали какие-то сцены, меняли запланированную последовательность. Кстати, картина снята на плёнку. Только так, мне кажется, можно добиться более живого и нежного изображения. Технически это сложнее, но результат оправдал ожидания.

- Ваш фильм видели литераторы, которые изучают жизнь и творчество Тургенева?
- Да, нашу картину показывали на одной из конференций. Приятно было услышать отклики, что наш фильм нужно показывать школьникам и тем, кто изучает творчество писатели. У нас получилось красивое кино. Персонажи говорят на том классическом русском языке, который мы уже начинаем забывать. Не думаю, конечно, что в кинотеатры хлынет подростковая аудитория. Те, кто смотрят блокбастеры и фильмы-аттракционы с компьютерной графикой, мощным звуком и спецэффектами, вряд ли заинтересуются. Это скорее фильм для аудитории "30+". Признание фильма специалистами - преподавателями, профессорами, доцентами - это высшая оценка для нас.

- Как вы относитесь к современным постановкам?
- У каждого своё видение, но делать эту историю современной – не вижу смысла. В современной постановке, например, Беляев может приехать на тракторе. А просто так, для «современности». Где-то в авангардных постановках ездит на велосипеде полуобнажённая Верочка. Зачем? А просто! Чтобы привлечь зрителя? Не знаю.

- Сейчас много разговоров о "Левиафане" Андрея Звягинцева. Вы смотрели этот фильм?
- Да. Он интересен. "Левиафан" вскрывает какие-то проблемы, как нарыв. Не очень люблю предыдущий фильм Звягинцева "Елену" - она безысходная. «Левиафан» - жёсткое кино. Он сделан талантливо, реалистично. Эта безысходность не специально создана, а выписана. Замечательная работа, отличная актёрская работа. И так закручены события. Выходишь после просмотра фильма – и погружаешься в депрессию. Но такие фильмы нужны. Они как откровение.