До сих пор Смоленское лютеранское кладбище находится в плачевном состоянии, разрушены даже могилы некоторых известных людей. Metro попыталось выяснить, кто в этом виноват.

Оказавшись на Смоленском лютеранском кладбище, корреспонденты Metro поняли, что на первый взгляд его внешний вид кажется плачевным. Правда, могилы у главного входа выглядят вполне сносно, дорожки благоустроены, недалеко от центральных ворот вывешена новая схема, по которой можно найти знаменитые захоронения. Там мы и сделали первую остановку.

Гид по могилам
- Что-то ищете? Я тут всё знаю, если хотите, отведу, куда нужно, - спросила доброжелательная женщина. Сегодня, как и каждый день, она гуляла по старому кладбищу со своей таксой.

Журналист Metro попросил её показать, где находится могила основателя цирка на Фонтанке Гаэтано Чинизелли, и мы отправились в путь.

- Я живу рядом,  с собакой погулять особо негде,  а на это кладбище почти никто не ходит, так что мы тут никому не мешаем, ходим сюда уже очень давно, - рассказала петербурженка.

Чем дальше мы продвигались вглубь кладбища, тем плачевнее становилась картина: надгробные плиты валяются далеко от захоронений, где когда-то были установлены. Буквы на многих из них давно выцвели, но все ещё можно различить громкие чины прошлых столетий (действительный статский советник, тайный советник). По пути мы видели склепы, превратившиеся в мусорные баки, и бесчисленное множество  поваленных крестов. У забора надгробные плиты и вовсе были сложены друг на друга.

- Кладбище старое, родственники покойных не приходят, а больше присмотреть некому, - объяснила наш гид.

И вот, наконец, мы приблизились к месту назначения.

- Могилу Чинизелли отреставрировали где-то год назад, раньше на памятник смотреть было больно, -  продолжила наша спутница, когда мы подошли к памятнику, - За это заплатила  дрессировщица Карина Багдасарова.

Не меньшее любопытство вызвало у журналистов Metro  и соседнее захоронение – могила тайного советника Николая Штиглица, двоюродного брата основателя знаменитого вуза.

Памятник сильно покосился, и едва не падает в образовавшуюся дыру в склепе.

С вопросами о том, почему на кладбище царит такой беспорядок, Metro обратилось в администрацию кладбища, администрацию Василеостровского  района, а также в КГИОП и Академию Штиглица.

Так получилось
Первым делом мы позвонили в  пресс-службу академии Штиглица, и спросили, как идёт подготовка к реставрации памятника на могиле двоюродного брата её основателя, о ней вуз заявлял еще в 2015 году.  Тогда взять этот вопрос под личный контроль ректору Академии Василию Кичеджи поручил спикер Закса Вячеслава Макаров.

Получить комментарий от ректора вуза нам так и не удалось, в пресс-службе академии нас направили к куратору этого проекта и носителю знаменитой фамилии Елене Штиглиц, но и она дать внятный ответ на наши вопросы так и не смогла. Ограничилась лишь объяснением, что отреставрировать могилу непросто - главным образом, из-за  отсутствия денег. Кроме того, по мнению Елены Штиглиц, проблема в том, что объект не прошел историко-культурную экспертизу КГИОП.

- Пока этого не произойдет, мы не сможем отреставрировать памятник, - сказала Елена Штиглиц журналисту Metro.

Однако, судя по ответу, который прислала нам в редакцию пресс-служба КГИОП, в комитете мнение представителя академии не разделяют.

- Экспертиза сейчас находится в доработке, - говорится в письме от ведомства.

Как отмечают в КГИОП, 38 захоронений на кладбище - объекты культурного наследия, 3 – выявленные объекты, но могила тайного советника Штиглица к ним не относится.

Следовательно, по закону, ее реконструкцию согласовывать с КГИОП не нужно.

- Многие могилы выдающихся военных деятелей, представителей цвета нашей науки и культуры не посещаются родными и близкими, лишены ухода и предаются забвению, - сообщили Metro в пресс-службе КГИОП.

По словам представителей комитета , неоднократные обращения КГИОП к руководителям творческих союзов, ВУЗов, театров и академических учреждений об осуществлении постоянного ухода за историческими захоронениями, практического отклика пока не нашли.

Исторически сложившаяся ситуация
В  ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», которой подчиняется администрация Смоленского лютеранского кладбища, также уверены, что следить за могилами и памятниками  должны ответственные за захоронения люди.

Как и в администрации Василеостровского района, в ГКУ считают, что плачевное состояние памятников на кладбище вполне естественно.

- Существующее расположение фрагментов надгробных плит и памятников - исторически сложившаяся ситуация, специально фрагменты никто не перемещает, -  ответили Metro оба ведомства

Закон есть закон. Почему  восстановление исторических памятников на кладбище не может оплатить город.

Несмотря на то что несколько десятков монументов на Смоленском лютеранском кладбище являются объектами культурного наследия – восстановить их за счёт бюджетных средств невозможно.

Как объяснили  Metro в КГИОп все дело в законе, над которым не властен даже очень высокий статус памятника, установленного на кладбище.

-  Средства адресной программы КГИОП могут вкладываться только в объекты, являющиеся государственной собственностью,- объяснили Metro в комитете, - В соответствии с действующим законодательством захоронения государственной собственностью не являются. Таким образом, у КГИОП отсутствуют полномочия финансировать работы по их реставрации.

Наверное, именно по этой причине памятник  на могиле основателя цирка на Фонтанке  Гаэтано Чинизелли (кстати, монумент считается объектом культурного наследия регионального значения) был разрушен до тех пор, пока в его реставрацию не были вложены личные средства. По некоторым данным, на реконструкцию  у Карины Багдаасаровой ушло 2 млн рублей. Интересно, что ремонт только одного купола Цирка на Фонтанке обошёлся почти в 30 раз дороже. Он стоил 59 млн рублей.  

ЗНАМЕНИТОСТИ И ЧЛЕНЫ ИЗВЕСТНЫХ ДИНАСТИЙ, ПОХОРОНЕННЫЕ НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ:

Вольф, Маврикий Осипович (1825—1883) — издатель, основатель журнала «Вокруг света».

Вреден, Роман Романович (1887—1934) — основатель отечественной ортопедической хирургии.

Дерибас, Осип Михайлович (1749—1800) — один из основателей Одессы, герой штурма Измаила.

Капица, Леонид Петрович (1864—1919) — отец лауреата Нобелевской премии по физике (1978) Петра Капицы (тут же похоронены еще несколько членов семьи Капица)

Нобель, Людвиг Эммануилович (1831—1888) — российский промышленник, старший брат Альфреда Нобеля.