Как сообщается на официальном сайте Смольного, заместитель председателя комитета по транспорту Елена Осинцева высказала идею о том, что количество таксомоторов в Санкт-Петербурге не должно превышать 20,8 тысяч, то есть на 1 тысячу жителей города должно приходиться четыре машины.

Кроме сокращения «таксопарка» Смольный также предложил одинаково раскрасить такси: обычные автомобили в белый цвет, а машины бизнес-класса - в чёрный.  В настоящее время законопроект находится на рассмотрении у вице-губернатора Албина.

Почему 20?

Эксперты относятся к этому решению властей с изрядной долей скепсиса:

- Только ограничениями количества автомобилей или введением единой цветовой гаммы все проблемы на рынке не решить. Необходимо провести ряд системных действий. Нами как некоммерческим партнерством совместно с Северо-Западным транспортным союзом был разработан проект Концепции государственного регулирования рынка такси . Давайте сначала концептуально определимся, какое такси в городе нам необходимо, а потом будем законодательно регулировать, как это сделать,  - заявил Metro глава Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга (НПТП) Юрий Вейков.

В компании "ТаксовичкоФ", в свою очередь, опасаются, что 20 тыс. машин не смогут удовлетворить спрос на рынке.

- Сложно говорить об удовлетворении потребностей петербуржцев таким небольшим количеством автомобилей. По нашим оценкам, в среднем на 100 горожан необходим один автомобиль такси. Соответственно для пятимиллионного города нужно минимум 50 000. Но нельзя забывать, что в Петербурге много приезжих и туристов, поэтому можно смело говорить, что 60 000–65 000 автомобилей действительно смогут справиться с объемами.   А если численность машин сократят до 20 000, то это вызовет их острую нехватку. Из-за невозможности быстро подать автомобиль пострадает сервис и вырастут тарифы для населения на услуги такси.   Получается, что спрос значительно превысит предложение. В выходные и праздничные дни   автомобили служб такси, которые сейчас работают в городе, не справляются с объемом заказов, - отмечает генеральный директор службы такси «ТаксовичкоФ» Игорь Рудзий.

Юрию Вейкову также  непонятно, как  власти пришли к цифре в 20,8 тыс автомобилей. По словам специалиста,  комитету по транспорту желательно разработать методику определения количества автомобилей такси, необходимых городу. Он также предложил перед принятием окончательного решения проанализировать опыт других городов страны, где подобные ограничения были уже приняты.

- Я думаю, город сейчас просто выполняет требования федерального законодательства от 2011 года, где упоминается, что субъект имеет право на ограничение количества автомобилей. При  этом последующие разрешения на извоз можно будет выдавать за деньги - проводить  аукционы, а здесь может появиться  ситуация, когда перевозчики  будут получать разрешения в соответствующих органах Ленинградской области, и продолжать работать в Санкт-Петербурге, - отметил Юрий Вейков.

Ждать ли роста тарифов?

Опасаются перевозчики и ограничения конкуренции на рынке, и как следствие - роста тарифов.

- В Санкт-Петербурге много таксомоторных компаний, но не все они пользуются популярностью и любовью у горожан. Мы считаем, что подобное ограничение повлияет на увеличение числа нелегальных извозчиков, которые не могут гарантировать своим клиентам ни безопасность на дороге, ни скорость подачи, ни исправность автомобиля. Это, безусловно, ограничит конкуренцию – и рост тарифов для горожан будет неизбежен, - считает  Игорь Рудзий.

Генеральный директор "ТаксовичкоФ" также подчеркивает, что ограничения количества таксомоторов никоим образом не затрагивают такие популярные онлайн-сервисы по заказу такси, как Uber или Gett.

  - У этих компаний нет собственного автопарка, поэтому правительство не сможет их контролировать – сервисы будут существовать и работать по прежней схеме. Бесспорно, это не очень честно по отношению к «классическим» компаниям, которые понесут убытки из-за этой инициативы. А если говорить про Uber, то это вообще не служба такси, а сервис по аренде автомобилей. Их закон не коснется даже косвенно, - сетует Игорь Рудзий.

Неточная статистика

По данным ДП, объем рынка таксомоторных перевозок в Северной столице оценивается примерно в 12 млрд рублей. Эту цифру нельзя назвать точной, ведь как минимум 85% оборота перевозчиков уходит «в тень» от налогов.

Не соответствует реальности и количество выданных городом разрешений на занятие частным извозом. На начало ноября 2015 году было выдано 35 239 таких документов, но, как отмечают в Смольном, эта цифра сдержит, в том числе,  данные о давно утраченных и уже перепроданных машинах. 

Для актуализации перечня в сентябре текущего года в Административный регламент комитета по транспорту по выдаче и переоформлению разрешений были внесены серьёзные изменения - например, разрешение может аннулировать сам заявитель, а также комитет, в случае, если ведомство  узнает, что водитель больше не занимает перевозкой пассажиров. 

По данным Смольного, с сентября также начала использоваться новая форма разрешений на извоз - теперь вместо бумажных документов таксист получает бесконтактную пластиковую карточку с идентификационной информацией.