Идея увековечить Сергея Довлатова в бронзе появилась больше трёх лет назад. Инициатором установки памятника выступил глава крупного транспортного холдинга.

Проект скульптуры давно готов, современники писателя выбрали для неё место, но в Смольном согласовывать монумент отказываются.

– В официальных письмах говорится, что закон запрещает устанавливать новые памятники в историческом центре. Кроме того, с момента смерти писателя прошло менее 30 лет, а это значит, что необходимо письменное разрешение губернатора, – пояснил Metro один из авторов изваяния Вячеслав Бухаев.

Скульптор был знаком с мастерами, которые занимались работами по установке барельефа Михаила Ломоносова на одноимённой станции метро. В их число входил Сергей Довлатов. Позднее он описал это время – правда, с долей вымысла – в своём рассказе «Номенклатурные полуботинки».

– На станции «Ломоносовская» шли отделочные работы. Здесь трудились каменщики, электрики, штукатуры. Бесчисленные компрессоры производили адский шум. Пахло жженой резиной и мокрой известкой. В металлических бочках горели костры.

Нашу модель бережно опустили под землю. Установили ее на громадных дубовых козлах. Рядом  висела на цепях четырехтонная мраморная глыба. В ней угадывались приблизительные очертания фигуры Ломоносова. Нам предстояла самая ответственная часть работы, – писал Довлатов в рассказе, вошедшем в повесть «Чемодан».

Тогда я даже не знал его фамилию. Просто Серёжа и Серёжа. Высокий симпатичный парень, очень доброжелательный. На производственной работе по установке барельефа он выполнял обязанности форматора, – вспоминает Бухаев.

Сейчас фигура высотой более двух метров уже готова к отливке. Деньги тоже есть.

– Довлатов стоит в открытой двери. Чтобы показать высокий рост, он как будто её подпирает. Сзади – старый почтовый ящик, с внутренней стороны – какие-то записочки, – рассказывает скульптор.

Сначала памятник хотели установить в скверике на углу Графского переулка и улицы Рубинштейна, у знаменитого дома-коммуны «Слеза социализма», который известен тем, что в нём жила ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Но инициаторы столкнулись с правовыми проблемами. Несмотря на то что проект уже прошёл общественный совет, согласия Георгия Полтавченко до сих пор нет.

После отказа властей установить памятник в сквере Довлатову попытались подыскать альтернативное место. Рассматривались, например, варианты сквера на Загородном проспекте вблизи Пяти углов и пешеходной зоны на Большой Московской улице.

– Последнее место нашли около дома Довлатова на Рубинштейна, – говорит Бухаев. – Там недалеко есть бар, я разговаривал с его хозяином, и он выразил готовность следить за памятником. Но опять-таки всё застопорилось из-за вопроса согласования.

Друг Сергея Довлатова писатель Андрей Арьев в беседе с корреспондентом Metro сказал, что однозначно поддерживает вариант установки памятника на углу Графского и Рубинштейна.

В этом палисадничке памятнику самое место. Мне ещё говорили, что была мысль поставить его во дворе дома №34 на Рубинштейна, где жил Довлатов, но я не очень представляю, где там это можно сделать, – говорит Андрей Юрьевич.

Другой современник Довлатова, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, уверен, что памятник в нашем в нашем городе однозначно необходим.

– Для нашего города Довлатов – фигура культовая, его книги очень полезны молодёжи. Нужно не тянуть время, а ставить памятник. В Петербурге надо больше увековечивать память тех людей, что ближе к современности. Памятник Довлатову вошёл бы в нашу жизнь и сделал её интереснее. Проходя мимо, каждый вспоминал бы его рассказы – и становилось бы приятнее и веселее, – сказал Metro писатель.