На выставке "Коды геометрии", организованной Эрартой совместно с фондом имени Чернихова, представлено более 170 произведений знаменитого советского авангардиста, а также архитектурные макеты, выполненные по его оригинальным чертежам. Графика художника оказала неоценимое влияние на развитие современной архитектуры и дизайна.

– Провести интересную архитектурную выставку не так просто – необходимо помещение со сложным выставочным светом, ресурсы для макетного оформления, охрана, – рассказали Metro в Эрарте. – Фонд имени Чернихова давно планировал проведение большой ретроспективы этого великого человека. Наконец в 2015 году Эрарте это удалось.

В связи с тем, что значительная часть графического наследия Якова Чернихова недоступна для экспонирования, в том числе в связи с хищением в 2006 году работ мастера, хранившихся в Российском Государственном архиве литературы и искусства, на выставке представлены не только оригиналы, но и факсимильные копии подлинников.

В экспозиции представлены работы из собрания международного архитектурного благотворитель ого фонда имени Якова Чернихова, а также из личных коллекций партнеров выставки.

На примере работ Чернихова разных лет можно проследить метаморфозы советского искусства. Так, в его цикле 1920-х годов "Архитектурные фантазии. 101 композиция" заметно влияние находившегося тогда на топе супрематизма. В то время художник увлёкся авангардной архитектурой и создал ряд проектов промышленных сооружений. Один из них – Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» – был реализован в Ленинграде. Сегодня  памятник находится в запустении.

– К "Красному гвоздильщику" власть равнодушна, – огорчается внук авангардиста архитектор Андрей Чернихов. – У нашей власти недостаточно вкуса, культуры, которая позволяла бы, даже если лично им что-то не нравится, понимать ценность созданного.

В середине 1930-х годов, когда конструктивизм в СССР сошёл на нет, Чернихов, как и другие авторы, подвергся жёсткой критике. Но он не опустил руки и продолжил генерировать новые идеи.

– В нашей стране ведь все интеллигенты убеждены в том, что Сталин убил конструктивизм. Но конструктивизм сам себя изжил в тридцать третьем году. Потому что беспредметничество и супрематизм претендовали на всеобщее, на тотальное, но хватило десяти лет, чтобы все осознали, что никакой бесконечности нет, – рассказывает Андрей Чернихов. – А Сталин просто подписал диагноз.

В 1930-е годы как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве пришло время нового, так называемого "большого стиля". "Пышность и парадность, подъём и торжество, радость и счастье, мощь и силу – всё это я стремился отобразить в композиционных фантазиях "Дворцы коммунизма", – говорил сам автор о своём графическом цикле 1930–40-х годов. Позднее Чернихов продолжил эту серию под названием "Пантеоны Великой Отечественной войны".

Работы из всех упомянутых циклов мастера, а также многие другие экспонаты, например личные вещи и книги авторства Якова Чернихова можно увидеть в Эрарте. Всё это безусловно стоит увидеть своими глазми. Причём не только тем, кто интересуется искусством, а всем, кому небезразлична история нашей страны. Выставка "Коды геометрии" продлится до 13 декабря.