У жителя города Боровичи Виктора Веснапа каждое утро начинается одинаково. Он насыпает в ведро пшеницу, аккуратно открывает дверь фермы и просачивается вовнутрь. Мужчину с ведром встречает радостный гвалт птиц. Виктор высыпает пшеницу в кормушку и возвращается за новой порцией.

– Есть такой знаменитый фильм «День сурка», а у меня – день индейки! – смеётся фермер. – Птицы действуют как будильник: когда десять тысяч птиц одновременно поворачивают головы в твою сторону и говорят на своём птичьем языке «доброе утро», просыпаешься мгновенно.

Долгая дорога к мясу индейки
Виктор Веснап и его жена Наталья – молодые фермеры. Разведением индейки занялись два года назад.

– До этого я долго себя искал, – рассказывает Metro Виктор. – Торговал лесом, потом перешёл на продукты. Занялся продажей свинины, говядины, мяса птицы. Естественно, и сам пробовал, сравнивал. Начал читать литературу и понял, что из всего, чем торгую, самое полезное – индюшатина. И решил сам заняться её производством.

Но сначала будущий фермер провёл эксперимент. Купил несколько птенцов гуся и  индюка. Вырастил их. Оказалось, что выход мяса у индейки намного больше, чем у гуся.
– На семейном совете решили, что индюшатина вкуснее и полезнее, – продолжает Виктор. – К тому же бульон из индейки получается удивительный: прозрачный, вкусный. Пьёшь его, как компот! И вот что меня удивило: у домашнего бульона совсем другой вкус и вид, чем у сваренного из птицы, выращенной за границей и купленной в магазине. Никакой тебе пенки и сладковатого вкуса.

Для чистоты эксперимента Виктор взял тушку выращенной в домашнем хозяйстве птицы и купленную в магазине. Часть сварил, остальное потушил. Пригласил друзей, дал всем попробовать. Все без исключения проголосовали за блюда, приготовленные из домашней птицы.
Решающим фактором стало то, что индейку кормить проще, чем гуся. Главное – не опускаться до комбикормов, только пшеница, кукуруза и трава: летом свежая, зимой – сено.

Говорите тише, птица нервничает
Супруги-фермеры выкупили заброшенную ферму под Боровичами, отремонтировали её и утеплили. Закупили птенцов.
Пробовали устанавливать разные температурные режимы в помещении для содержания птиц.
– Поначалу у нас погибло много птицы, – вспоминает Виктор. – Мы так боялись, что наши индейки замерзнут, что устроили им тропики. В результате пернатые стали вялыми, потеряли аппетит. Некоторые погибли. Оказалось, что для тела птицы 35 градусов тепла – температура оптимальная, но голове жарко, индейки начинают задыхаться. Зимой другая история: чем выше градус – тем суше воздух. Методом проб и ошибок выяснили, что оптимальная температура в зимние месяцы – 8–10 градусов. Если выше, воздух становится сухой. А это влияет на качество мяса.

Молодые фермеры также заметили, что на рост птицы, на её эмоциональное состояние влияют звуки.
– Индейки не любят посторонних: начинают хлопать крыльями, впадать в панику. Если громко разговариваешь, начинают нервничать ещё больше. В результате мы решили пускать к птицам посторонних только в крайних случаях. А когда сами заходим, чтобы накормить, напоить или убраться, работаем молча.

Дефицит
Когда Виктор занялся разведением индейки, изучил рынок. Выяснил, что и его родная Новгородская область, и вся Россия практически полностью обеспечена свиным и куриным мясом.

– А индейкой всего лишь на 25 процентов, – считает Виктор. – Причём продукт этот импортный, закупается за валюту. А чем там кормят индейку? Естественно, комбикормом. Вот и получается мясо тёмное и жёсткое. Конечно, определить эти качества можно, если попробовать и сравнить. Поэтому у нашего направления большое будущее.
Сейчас в хозяйстве у супругов  около 10 тысяч голов. По фермерским меркам это немного.
– Пока мы в состоянии обеспечить мясом индейки Боровичи и район, – уверен  Виктор. – Сейчас хотим найти заказчиков в Великом Новгороде, а также в других городах Северо-Западного региона.

Цыплят по осени считают. Фермеры выбирают качество

В фермерском хозяйстве «Хуторок» разводят исключительно индеек.
– Мясо у них нежнее, чем  у индюков, – говорит Виктор Веснап. -–Хотя весят они меньше. Но мы всегда выбираем качество.

Птенцов фермеры покупают весной. Выживаемость у них – 80%. К осени птица становится в три раза тяжелее. Забой происходит в течение года. Но самый пик приходится на осень и зиму.

Дорогое удовольствие. Ферму закладывают каждый год

У фермера Виктора Веснапа техническое образование, у его жены Натальи две профессии – юрист и бухгалтер.

– Все юридические документы готовила жена, – рассказывает Виктор. – Она же сводит дебет с кредитом. Фермерам сейчас живётся несладко, никто нас особо не поддерживает.
По словам фермера, ежегодно они берут кредит:

– Занимаем у банка миллион рублей, закладываем ферму. Через год возвращаем сумму с процентами. И снова берём кредит, снова закладываем. История закольцовывается. Насколько я понимаю, так живут многие, кто занимается сельским хозяйством.
В фермерском хозяйстве «Хуторок» работает всего несколько человек: сам Виктор, супруга Наталья и близкие родственники. В самый горячий период, когда идёт забой птицы, нанимают работников из соседних деревень.

– У нас своя небольшая бойня, собираемся построить колбасный цех. В общем, несмотря ни на что, будем расширяться, – не унывает фермер.

Факты
Коренное население Америки одомашнило дикую индейку ещё в XV веке.
•    В начале XVI века индейку завезли в Испанию. Затем экзотические пернатые получили распространение во Франции и Англии. Вскоре птицу завезли и в Россию.

•    Индейки являются вторыми по величине домашними птицами после страусов. Живая масса взрослых индюков составляет 9–35 кг, индеек – 4,5–11 кг.

Индейки не утратили способности к полёту, поэтому им либо подрезают крылья, либо строят высокие птичники.

Мясо считается диетическим, отличается высокими вкусовыми качествами и содержит большое количество легкоусваиваемого белка.

Чемпионами по потреблению мяса индейки считаются жители Израиля. На втором месте – американцы, на третьем – канадцы.

– Мы, россияне, на шестом месте, – говорят новгородские фермеры. – Например, в Бразилии и Европе едят этого диетического мяса в три раза больше. По некоторым данным, в среднем житель России съедает всего 1 килограмм мяса индейки в год, а на гражданина Израиля приходится 13 кило.