ООО "Транспортная концессионная компания" получило разрешение от Смольного на строительство первой в городе частной трамвайной линии. Работы должны начаться в Красногвардейском районе – по проспекту Наставников на участке от Хасанской улицы до Ириновского проспекта. В соответствии с планом, первый состав отправится в путь до конца лета.  

Всего же новых участков на 20 км пути планируется пять: от станции метро "Ладожская" до Ржевки. В частности, согласно планам инвестора, они пройдут по Гранитной улице, Заневскому проспекту и проспекту Косыгина мимо метро до улицы Передовиков и по улице Потапова до трамвайного парка №11. За счёт реализации проекта предполагают снизить нагрузку на транспортную сеть в районе на 15–20%.

Объём вложений в реализацию первой частной трамвайной линии – около 6 млрд рублей, а всего инвесторы готовы потратить на проект, закупку и эксплуатацию транспорта (обещают швейцарские вагоны) – 33 млрд. В концессию линию частные компании получат на 28 лет.

Работы на всех этапах, по словам представителей Комитета по инвестициям, займут около года. Главная задача города – разгрузить район, в котором проживают 350 тыс. человек, и сделать путь до метро для горожан более быстрым.

Впрочем, эксперты, опрошенные Metro, без энтузиазма относятся к проекту. По словам Дмитрия Баранова из Института дизайна и урбанистики ИТМО, если город предполагает, что частный трамвай может быть выгодным, почему бы самостоятельно не найти деньги.

– В теории это возможность получить современный транспорт в городе. Вроде бы хорошо, красиво и выгодно. Но это именно задача Смольного – оценивать и просчитывать риски, – говорит Баранов. – Кроме того, частные перевозчики, если проект будет успешным, со временем могут взять самые лакомые куски инфраструктуры, а городу оставить убыточные. Обычно так и происходит, когда реализуются подобные проекты.

Баранов считает позитивным моментом участие в проекте столь крупных инвесторов, но не уверен, что у проекта столь безоблачное будущее в инвестиционном плане.

Арсений Афиногенов, аналитик "Городских проектов", соглашается, что в случае частного трамвая остаётся много непонятных моментов.

– С точки зрения обновления трамвайной сети в конкретном районе, а также того, что может сделать частная компания для трамвая в городе, это, конечно, плюс, – объяснет он. – При этом к проекту множество вопросов. Инвестору выдаётся кусок сети, с которого компания планирует получать прибыль. Почему государство не может изыскать деньги на аналогичную реконструкцию в таком случае? Если нет денег, то можно привлечь заёмные средства под государственные гарантии. Более того, за счёт передачи вагонов на менее пассажироёмкие маршруты они будут возить меньше людей, а, значит, требовать больше субсидий из бюджета. Помимо этого, происходит разделение сети на две, в том числе по строящейся Гранитной улице, где трамвайная линия потеряет смысл.