В Мраморном дворце в Петербурге открылась выставка народного художника России Зураба Церетели "Возможные миры". Она приурочена к 80-летию художника. Из-за болезни мэтр не смог приехать на вернисаж. Вместо него выставку представляли его дочь Елена и внук Василий.

Однако, не всё так "гладко" прошло во время открытия выставки. Действо продлилось считанные секунды, но этого хватило, чтобы привлечь внимание и испортить настроение присутствующим. Основательница одного из издательских домов Оксана Шалыгина решила "необычным способом" представить книгу и подарить её дочери Церетели. Соратница скандально известного Петра Павленского, который заворачивался в колючую проволоку и жёг покрышки у Спаса-на-Крови, в буквальном смысле достала новую книгу акционистов "Бомбастика" из собственного тела. Тем самым она якобы имитировала процесс "рождения книги".

"Как минимум, это было неприятно, - рассказывает корреспондент Мetro, который был на открытии выставки. - В этот момент Елена Церетели отвечала на вопросы журналистов, и тут дама, заявившая о презентации книги, задрала платье и стала доставать из себя что-то. Тут же подбежали охранники, фотографы просто отвернулись, настолько неприятной получилась ситуация".

Оксана Шалыгина рассказала Metro, зачем она провела такую "арт-акцию".

Эта акция была спланирована заранее? Как возникла идея?
Да, конечно. Это была презентация новой книги акционистов Александра Бренера и Барбары Шурц. Это в прямом смысле была буквализация текста книги, которую я представляла. Эта книга рассказывает о похождениях босоногой бродяжки по имени Бомбастика, которая появляется то тут, то там в разных частях Европы, извлекает из влагалища всевозможные предметы и довольно невинно проказничает. Очень, на мой взгляд, веселая и познавательная книга. И вообще, почему у презентации должна быть какая-то одна определенная форма?

Кто ещё планировал акцию?
Как глава Издательского дома, я приняла решение провести презентацию именно таким способом по ряду объективных причин. Первая. Презентация новой книги, в моем понимании, это ее рождение и появление в публичном пространстве. Есть прямые аналогии с рождением, порождением и процессом появления на свет ребенка. А вторая - это удачное попадание в контекст самой книги. Думаю, что для тех кто прочитает книгу – форма презентации станет совершенно очевидна.

Это первая ваша такая акция?
Да, но я настаиваю, что это была одна из множества возможных форм проведения презентации. Презентация должна быть связанна с текстом, а не просто тупо соответствовать тем или иным придуманным кем-то правилам.

Почему Русский музей и почему Церетели?
Потому что они уже давно перестали быть теми, кем их еще по инерции называют. Музей и художник. И тот и другой уже стали символами. Именно символами приспособленчества, продажности и готовности доставить удовольствие и угодить тем, у кого есть власть.В товар превращается всё, с чем оно соприкасается, поэтому мы принципиально профанируем само понятие институциональной презентации, журнала и Издательского Дома, и конечно, все что выпускает Издательский Дом, мы распространяем бесплатно, потому, что мы признаем только одну экономику: экономику дара.

Книгу в итоге забрала дочь Церетели в итоге?
Очень жаль, что Зураб Церетели не появился на открытии собственной выставки, но к счастью зал был полон его родственников, одной из которых я и вручила книгу.

Книга была небольшого формата в мягкой обложке?
Книга объемом 246 листов, в мягкой обложке 17 и 12 см в длину и ширину соответственно. В общем, в самый раз для презентации. Но тут вопрос, конечно, не размере и объеме, а исключительно в качестве самого текста.

Вас после "перформанса" не задержали?
Было достаточно людно, но ни один человек не выразил явного беспокойства по поводу процесса презентации книги. Было такое ощущение, как будто все находятся в каком-то сне, только когда я удалялась с места происшествия, я заметила, что кто-то из администрации отвел в сторону и что-то шепчет на ухо дочке декоратора.