У жительницы Гатчины 91-летней Валентины Михайловны Козиной нет свадебных фотографий. Да и белого платья с фатой у неё никогда не было. Своим главным семейным фото она считает первый совместный снимок с будущим мужем Николаем, сделанный во время Великой Отечественной войны.

МЕДСЕСТРА И ФЕЛЬДШЕР
Валентина Михайловна оказалась на фронте в 1943-м.
– Я родилась в бедной семье в Ивановской области, – рассказывает Валентина Михайловна. – В 40-м году, окончив девятый класс, уехала в Ленинград учиться на педагога. Окончила первый курс, и началась война. Пережила блокадный год. Как не умерла от голода, не знаю: у иногородних студентов не было ни денег, ни запасов. Через год меня эвакуировали на Кавказ, в Ессентуки.

Когда фашисты дошли до Северного Кавказа, 17-летняя Валя эвакуировалась вместе с колхозом, в котором работала. После освобождения территории советскими войсками попросилась на фронт.

– В институте я успела окончить курсы медсестёр, и меня взяли в полевой госпиталь. Пережила эпидемию тифа, ранение в голову. А после лечения попала в медсанчасть 301-й стрелковой дивизии. Прикрепили к фельдшеру Николаю Козину. Мы оказались ровесниками. Коля родом из Сталинграда, отличник, активист, комсомолец! На фронт ушёл, не успев окончить десятый класс. Выучился на фельдшера.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РУКИ И СЕРДЦА
Им обоим было по 18 лет.
– У нас на фронте предложений не делали, – улыбается Валентина Михайловна. – Коля спросил: «Будешь жить со мной в землянке?» – «Буду», – ответила я. Эти слова стали и признанием в любви, и предложением руки и сердца. Тогда каждый день жили как последний. У девчонок и с женатыми романы случались. Кому-то приходили письма из дома: «Забеременей от кого хочешь и приезжай рожать, воспитать поможем. А то погибнешь, и мы тебя потеряем!» И некоторые так делали... Я верила, что у нас с Колей всё по-настоящему, что наша любовь не закончится вместе с войной. Хотя приятели его отговаривали, подкаблучником обзывали. Учили: «Что ты бабу слушаешься? Ты же молодой, погуляй сначала, осмотрись! А то повесил себе ярмо на шею». И всё время предлагали выпить. А Коля не пил: не потому что я ему не велела, а просто у него организм не принимал спиртного. Отдавал свои фронтовые сто грамм друзьям-товарищам.

РЕБЁНОК ПОБЕДЫ
Они вместе форсировали Днестр, освобождали Европу и вошли в Берлин.
– Берлин капитулировал 1 мая, – вспоминает Валентина Михайловна. – Просыпаемся утром,  а весь город в белых простынях – зрелище непередаваемое! Но война продолжалась. Фашисты, переодевшись в штатское, стреляли из-за угла, с чердаков. Раненых было много. А в день полной капитуляции Германии в Берлине наши войска устроили такой праздник! Все целовались, обнимались, многие напились. Я до этого несколько ночей не спала, падала от усталости. Поднялась в доме, где мы квартировали, на третий этаж, зашла в какую-то комнату и провалилась в сон. Коля тогда испугался. Думал, что меня убили или похитили, искал по всему Берлину. Но зато я наконец-то выспалась!

После Победы дивизия, в которой воевали Валентина и Николай, оставалась в Германии.
– А я поняла, что беременна. Рожать уехала к маме в Ивановскую область. Дочь Света родилась 16 января 1946 года. Получается, забеременела я в конце апреля – как раз накануне Дня Победы. Когда родила, приехал Коля, мы расписались. С тех пор не расставались с мужем до самой его смерти.

Валентина и Николай Козины прожили вместе 35 лет. В 1980 году Николай Анатольевич скончался.
– Пока Коля был жив, мы постоянно бывали на встречах с однополчанами, – рассказывает Валентина Михайловна. – Без мужа я перестала ездить.

Сейчас Козиной 91 год. Но дома ветеран войны не сидит: участвует во встречах со школьниками, рассказывает о своём боевом прошлом.

– Как это ни странно, но сейчас, через 70 лет после Победы, я понимаю, что война стала самым ярким событием в моей жизни, – говорит Валентина Михайловна. – На фронте я встретила Колю, у нас родилось двое детей. Мы были счастливы. В мирное время на все праздники Коля писал мне стихи, в каждом было про фронт и 9 Мая. Этот день мы любили особенно.

Стихотворения мужа Валентина Козина хранит в отдельном конверте. Вот одно из них.

•    С тобою мы прошли немало верст,
И ты в труде, в беде была опорой.
Ни пушек гром, ни пулемётов треск
Не заслоняли образ твой весёлый...
08.03.1962