На Балтийском заводе праздник: 16 июня 2016 года на воду спустили cамый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Его будут доделывать до декабря 2017 года, однако самый важный этап в строительстве корабля пройден.

На Балтийский завод в день спуска ледокола на воду сотрудники шли, как на первомайскую демонстрацию: целыми семьями, вместе с детьми, в приподнятом настроении, с флажками и шариками. Через проходную режимного предприятия пускали всех, при этом, даже не проверяя документы.

Ледокол «Арктика» был заложен в ноябре 2013 года. Он станет головным судном проекта 22220 и даст начало строительству целой группы кораблей, которые будут заниматься освоением Арктики и укреплением присутствия России в этом регионе. В ближайшие годы, помимо «Арктики», завод построит ледоколы «Сибирь» и «Урал».

Главной гостьей торжественной церемонии стала экс-губернатор Петербурга, ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которую окрестили крестной мамой «Арктики».

Как рассказал глава «Росатома» Сергей Кириенко, именно в бытность Матвиенко главой Петербурга было принято решение доверить Балтийскому заводу строительство ледоколов этого класса. Поэтому именно Валентине Ивановне кораблестроители доверили разбить бутылку шампанского о корпус ледокола, что она с успехом и сделала.

- Россия - единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике, - заявила Матвиенко.

То, что «Арктику» спустили в первый день ПМЭФа, организаторы мероприятия назвали простым совпадением. Однако гости церемонии посчитали это символическим.

- Это наш ответ вызовам и угрозам современности, - заявил полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин.

- Это первый современный атомный ледокол, построенный в новой России – аналогов ему еще было, - пояснил журналистам уже после спуска ледохода на воду Сергей Кириенко. - Да, в 2007 году был достроен атомный ледокол «50 лет Победы», но это была достройка еще советского задела. Ледоход «Арктика» имеет реакторную установку уникальной мощности. Здесь мощность одной атомной установки – 170-180 МВт, что позволит ему рубить более широкие каналы во льду. Если сегодняшний ледокол может рубить лед 2,2 метра толщиной, этот может работать в 3-метровом льду. Это означает, что у него нет ограничений по времени года – это обеспечивает круглогодичную навигацию по Северному Морскому пути. Кроме того, он имеет двухосадочную конструкцию, что позволит ему ходить как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Несмотря на то, что ледокол еще не достроен, как рассказал гендиректор Росатомфлота Рукшич, уже назначен капитан и 10 человек экипажа.

- Экипаж на «Арктике» будет в два раза меньше, чем на тех ледоколах, которые сегодня в строю, – всего 53 человека, а произойдет это за счет большой автоматизации, - рассказал Вячеслав Рукша – Отбирали в него самых стойких. Все – опытные полярники, имеющие опыт экспедиций в Арктику.