Несмотря на утро буднего дня у пристани Шлиссельбурга немало туристов. Отсюда до Орехового острова на катере по около 10 минут пути. Проблем с переправой нет – до крепости целый день с интервалом в 15 минут курсируют три судна. В этом сезоне (с мая по октябрь) в «Орешке» рассчитывают принять более 100 тысяч гостей. Их число год от года растет. В 2014 году достопримечательность посетили 67 тысяч человек, а в 2015 – уже 96 тысяч. Кстати, билет сюда – один из самых дешевых в Ленобласти – 200 рублей для взрослых и 100 для льготников.

В новом сезоне Музей, помимо основных экскурсий, будет предлагать теплоходам, идущим через Ладогу на Валаам, останавливаться и показывать туристам вечернюю программу. Крепость привлекает и гостей из Китая, которых интересует революционная страница её истории - здесь в XIX веке казнили Александра Ульянова, старшего брата Владимира Ульянова (Ленина).

Главная проблема, которая мешает столь перспективному месту развиваться – отсутствие инфраструктуры. Туалет есть только в здании музея, нет кафе, где можно было бы выпить чашку кофе.

- Купив билет, турист не получает дополнительных услуг, кроме экскурсионного обслуживания, - рассказывает Сергей Орлов, заведующий филиалом Крепость Орешек Государственного музея истории Санкт-Петербурга. - Иной раз человек бы и еще погулял, но из-за отсутствия элементарных удобств приходится прыгать скорее на корабль.  Попав в крепость, мы не должны попадать в прошлый век - в переносном смысле слова.

Вторая проблема – реставрация разрушенных сооружений. «Орешек» сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Чтобы  достойно показать крепость к юбилею, требуются большие средства. Гниют деревянные шатры на башнях, из-за чего пришлось поставить над входом козырьки, чтобы обеспечить безопасность людей. Но к дедлайну, 2023 году, надеются многое успеть.

- Город нам выделил 32 млн рублей, и к концу этого сезона две крыши будут заменены, - говорит Сергей Орлов. В прошлом году КГИОП нам выделил 7 млн 700 тыс. на проведение историко-культурной экспертизы крепости, выявили все объекты культурного наследия – всего их 29.

Реставрация же зданий продвигается медленно. В первую очередь в планах восстановить самые ценные архитектурные объекты, редкие не только в России, но и в Европе: почти разрушенную цитадель Светличную, Мельничную башню, уникальный памятник архитектуры - петровские нумерные казармы, которые впоследствии стали использоваться как тюрьма для опальных вельмож. Сейчас на старинной галерее растут деревья.

- Самым знаменитым узником был Иван Шестой Антонович, которого иногда называют «русская железная маска», - рассказывает Юлия Дьякова, старший экскурсовод музея «Крепость Орешек». - Для своего времени это строение начала 18 века было грандиозным каменным сооружением.

Кстати, длина нумерных казарм – 70 метров. Они были рассчитаны на размещение пятитысячного гарнизона.

Четвёртый тюремный надзирательский комплекс после войны никак не восстанавливался и сейчас тоже зарастает деревьями и травой. Это относительно молодые строения (1911 год), они не представляют большой культурной ценности, но требуют хотя бы консервации. Интересны они тем, что с окон верхнего этажа можно было видеть гражданскую жизнь и самых ярых преступников сажали туда. И они сходили с ума. Сейчас здание только обнесено забором, т.к. гулять там опасно.

В центре крепостного двора - руины собора Иоанна Предтечи. В честь 40-летия победы был сделан мемориальный комплекс, посвященный обороне крепости: венок над головами скульптурных солдат и композиции в оконных проемах собора. Все это остатки мин, бомб, снарядов, железная арматура, найденная на острове.

Сезонные проблемы в основном связаны с переправой.
- Самый больной вопрос был для меня – как переправить охрану сюда в конце декабря? - вспоминает Сергей Орлов. - Навигация закрылась, с Ладоги идут льдины. А раз в две недели нужно сменить охрану. И что дальше? Мы заключили договор с филиалом Волго-Балтийского пути, чтобы раз в сутки ходил буксир на техническом участке. Но это стоило 3800 рублей за один раз. 30 декабря лед пошел такой, что буксиру было не разогнаться. Потом мы обратились к спасателям, есть такое судно аэробот – алюминиевая лодка с пропеллером. Один за рулем, два с бревном. Пока меняли охрану – лодка примерзла, - смеётся Сергей Орлов. Но если построить мост, исчезнет очарование.

Мнение эксперта: Сергей Орлов, заведующий филиалом Крепость Орешек Государственного музея истории Санкт-Петербурга

- Я не могу сказать, что мы забыты. Для повседневной жизни нам средств хватает. Но крепость не обласкана. У нас в фондах много предметов (работы декабристов, макеты, вещи ВОВ), которые мы не можем показать из-за сырости и отсутствии сигнализации. Поэтому следующей задачей будет создать нормальные музейные условия и улучшить экспозицию. Мечтаем и о хорошей подсветке. Хочется сделать шашлычную зону около воды, поставить мангалы, скамейки, отдельный туалет. Чтобы шлиссельбургцы и не только могли цивилизованно отдыхать. Но, в любом случае, это будет решаться на общественных слушаниях.