– Предварительных заявок на участие подали около 250, но в итоге машин было не меньше четырёхсот, – рассказала Metro соорганизатор фестиваля «Фортуна» Ирина Фёдорова. – Принимались советские автомобили старше 30 лет и иномарки старше 25.

Большую часть экспозиции составили послевоенные автомобили – от привычных всем «Жигулей» и «Запорожцев» до шикарных «Чаек» и раритетных иномарок. Совсем старых машин было поменьше.

– Я занималась ретроавтомобилями практически с детства – в наследство от папы мне достался "Крайслер" 1954 года выпуска, езжу на нем с 18 лет. А об «эмке» я давно мечтала – проехать на ней по улицам в День Победы. И год назад моя мечта сбылась, – рассказывает Metro хозяйка ГАЗа 1940-го года выпуска Ольга Орлова. – Машина долгие годы простояла в заброшенном гараже, но, несмотря на это, отлично сохранилась. В ней нет никакого новодела, все детали настоящие, заменили только двигатель.

«Эмок» такой модификации, как у Ольги Витальевны, было выпущено немногим более тысячи, так что это самый настоящий раритет.

– Её выпускали с 1940 до 1942 года, и после перерыва с 1945 до 1948-го. Поэтому таких машин очень мало – всего 1240 экземпляров, она редкая, – говорит Ольга Витальевна.

Мастерская Retrotruck представила на фестивале свой уникальный проект – воссозданный по сохранившимся чертежам грузовик ГАЗ-АА, который работает на дровах. Ввиду отсутствия топлива в блокадном Ленинграде 80% техники было оборудовано такими двигателями. Конкретно это ГАЗ воссоздавался по чертежам, предоставленным Лесотехнической академией, где в 1936 году и был разработан "дровяной" двигатель.

– Мы начали свою деятельность с восстановления грузовиков военной поры: полуторок, ЗиСов. Потом стали переходить на более редкие модели. Недавно мы восстановили автобус ГАЗ-0330, – рассказывает руководитель мастерской Retrotruck Пётр Чекалёв-Демидовский. – Образца у нас не было, мы делали всё только по чертежам из самарского технического архива, куда в своё время была передана документация с ГАЗа.

Отдельно на «Фортуне» был представлен городской транспорт – автобусы и троллейбусы, которые ездили в советское время по Ленинграду. Части своих коллекций привезли компания Retrobus и Музей городского транспорта "Горэлектротранса".

– Когда люди смотрят на старый общественный транспорт, они живее вспоминают своё прошлое, молодость, – говорит Metro реставратор Музея городского транспорта Алексей Гонтарёв. – Один дедушка подошёл и рассказал, что он ездил в школу и институт на таком же автобусе, как мы привезли на фестиваль. Видно было, как у людей слёзы наворачивались на глаза. Это для них как своеобразная машина времени.

В этом году Музей городского транспорта представил 5 единиц техники. Два обычных пассажирских троллейбуса, дизель-электрический ЗиС-154 (троллейбус с автономным приводом), передвижную лабораторию на базе троллейкара и служебный грузовик.

– Грузовик ЗиЛ-164 1960 года выпуска 30 лет развозил грузы и запчасти, – рассказывает Алексей. – Потом машину сохранил у себя работник 6 троллейбусного парка. Теперь он передал её нам в музей. Лаборатория на базе троллейкара – уникальный экспонат. Она была выпущена в конце 1970-х годов в единственном экземпляре. Функция заключалась в том, чтобы записывать параметры контактной сети и фиксировались неисправности. У нас даже сохранились журналы с отметками, сделанными на таких обследованиях.

По предварительным подсчётам, посмотреть на старинную технику в форт Константин приехали не менее 10 тысяч человек.