В последние дни ноября корреспонденты Metro традиционно прошлись по магазинам трёх крупных петербургских розничных сетей и провели мониторинг цен на основные продукты питания, как делали в конце августа, сентября и октября. Позиций, средние цены на которые снизились, было немного. Стоимость по большей части выросла, но не столь значительно, как в предыдущие месяцы.

Для сравнения напомним, что по итогам октября, позиций средние цены на которые снизились, было также немного, в основном стоимость выросла. На некоторые категории - значительно. По итогам же сентября выяснилось, что несмотря на опасения высказываемые после введения продуктового эмбарго, российские продукты сильно не подорожали, а некоторые из позиций – например, картофель и огурцы – стали стоить дешевле. Эксперты тогда удешевление увеличением количества отечественной продукции в сезон ее? сбора.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев объяснил стагнацию цен в ноябре хорошим урожаем этого года.

– У нас в этом году хороший, я бы даже сказал рекордный, урожай – больше 100 млн тонн без учёта зерновых. Цены же подрастают прежде всего те, которые связаны с импортом. К сожалению, у нас импорт касается и овощей – того, что мы сами можем выращивать. Замедление роста цен на отецественную продукцию связано с тем, что это ещё «эхо урожая», сезон самых хороших цен на продукты земледелия. Цена на мясо, особенно говядину, будет подрастать, конечно, быстрее. Увеличиваются цены ещё и в связи  с падением рубля, – пояснил Metro эксперт.

Вместе с тем Андрей Иванович обратил внимание на то, что буквально в ближайшие дни начнётся предновогодний «потребительский бум», который в ряде случаев даёт до половины оборота за год.

– Сейчас на потребительском рынке "момент истины". Будет огромный соблазн резко поднять цены и сорвать большую прибыль. С другой стороны, понятно, что это вызовет некоторый шок на потребительском рынке. Мы посмотрим, насколько консолидирована наша потребительская торговля, получится такой тест, – говорит Андрей Суздальцев.

Эксперт отметил, что закупки продуктов увеличились уже сейчас, так как люди ожидают скачка цен.

– Потом начнётся вторая волна, связанная непосредственно с новогодними праздниками и каникулами, которые также играют огромную роль, – люди закупаются ещё и на них, – добавил экономист.