Четверо монахов из Бурятии приходят в Эрмитаж как на работу. Получив пропуск на служебном входе, они поднимаются по деревянной лестнице в отдел Востока.

10 октября здесь откроется выставка, посвящённая 100-летию Петербургского дацана. И одним из главных «экспонатов» должна стать песочная мандала – дворец богини Белой Тары.
Ламы из Бурятии работают без масок. Когда монахи выкладывают узоры из разноцветных песчинок, они задерживают дыхание, чтобы случайно не сдуть рисунок.

В Эрмитаже никогда не строили ничего подобного.
– Обычно мандала возводится в храме, – говорит Баин-лама. – В России мы впервые работаем в музее. Сейчас монахи из другого дацана возводят ещё одну мандалу в Петропавловской крепости (Metro сообщало об этом на прошлой неделе. – Прим. ред.). Несколько лет назад у нас был похожий опыт в Америке. Неделю мы работали над дворцом божества, потом на него приходили смотреть посетители. По правилам через какое-то время совершается ритуал разбора мандалы, который подчёркивает идею о непостоянстве всего сущего. Но нашу решили оставить. Американцы закрепили изображение с помощью специального спрея и повесили на стену – как ковер.

Мандалу, которую сейчас возводят в Эрмитаже, скорее всего, разберут. Но простоит она несколько месяцев, пока будет работать выставка.

– Возведение дворца богини Белой Тары – символичное действо, – рассказала Metro пресс-секретарь Петербургского дацана Алла Намсараева. – В 1766 году Екатерина II учредила пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. С тех пор все императоры являлись для традиционных буддистов России воплощением этого божества на Земле.