Расскажите, как вы создавали свой сад для фестиваля?
Это культурный мост между Амбуазом и Петербургом. В основе создания этого сада лежала идея воображаемой встречи двух великих людей – Пушкина и да Винчи. Я сделал сад по английской структуре и рисунку, использовал мягкие, спокойные тона. Всего два цвета в дополнение к зелёному: вкрапление розового и голубого – как спокойный диалог между людьми, располагающий к миру и согласию. Чисто геометрически сад напоминает сад нашего замка Амбуаз, который представляет собой множество круглых шариков самшита. Когда круглая форма много раз повторяется в разных размерах, у человека создаётся ощущение чего-то мягкого и комфортного, приятного на ощупь.

Какие растения использовались в составлении сада?
У нас в саду это самшит, но он не растёт в России, поэтому заменили туей. Для голубого цвета я выбрал лаванду, известную своим нежным цветом, а для мягкости и приятного розового цвета розы, которые приехали из Франции. Я даже хотел поставить в сад сорт «Леонардо да Винчи» для розового цвета, но, поскольку у вас неожиданно жарко в этом сезоне, у импортёра не оказалось растений этого сорта в цвету, поэтому его пришлось заменить.

Какие сейчас действуют тенденции в области садово-паркового искусства?
В первую очередь сближение профессий садовника и тех, кто занимается экологией, охраной природы и т.д. Сад – изначально некое насилие над природным процессом в интересах человека. Мы хотим убрать травки, которые считаются сорняками, посадить то, что нравится нам, добавить воды и т.д. Эти привычки во Франции уже серьёзно меняются. Мы думаем, как, не меняя кардинально природу, обыгрывать её. На аллеях парков, где ещё недавно химией вытравливали любой росток, уже растёт трава – и это не так уж плохо. Это приведёт к изменению менталитета людей. Неиспользование химии – признак уважения к природе. У нас во Франции это уже понимают и используют удобрения только органического происхождения. Мало того, мы постепенно заменяем растения, которые требуют много полива, менее водолюбивыми.

Какой сад вам запомнился больше всего?
Однажды мне довелось работать над церковным садом в старинном монастыре. Я оформлял куатр – круглый внутренний дворик монастыря, куда люди приходят помолиться, и огород монахинь. Нельзя было забывать о религиозной символике, которую пришлось изучать и применять на практике. Сад должен был быть стабильным, чтобы он оставался совершенным долгие годы. Я сделал бело-голубой сад: белый – как платье мадонны и синий – как её плащ, символ чистоты. Сюда ведь приходят помолиться, и всё должно быть просто, не должно отвлекать прихожан яркими цветами. Монахини, когда увидели эту работу, сразу поняли мою идею, им понравилось.