Один из арестованных 5 апреля по подозрению в вербовке террористов во время допроса в суде сказал, что часто посещал мечети Петербурга, где и познакомился с другими предполагаемыми вербовщиками. Metro побеседовало с председателем мусульманской организации "Мекка" в Петербурге Ринатом Валиевым о том, что происходит в мечетях города.
– Многие мусульмане хотят, чтобы в мечетях Петербурга было больше представителей силовых структур, чтобы они прислушивались к тому, о чём там говорят, – заявил Ринат Валиев Metro. – Мы считаем, что это в наших интересах.
Приводим подробный комментарий эксперта.

Ринат Валиев,
председатель мусульманской организации "Мекка":

– В Петербурге живут тысячи мусульман, но это совсем не значит, что все они общаются друг с другом. Татары держатся сами по себе – у них более российский менталитет. Представители Кавказа – отдельно. С выходцами из Средней Азии – та же история. Таджики в основном собираются в молельном доме на Московском проспекте, узбеков там мало.
– В Соборную мечеть возле станции метро "Горьковская" приходят все. Часто, особенно после пятничных намазов, остаются в храме. Садятся в круг и что-то тихо обсуждают. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то из их проповедников агитировал ехать в Сирию или вербовал в террористы. Но в Соборной мечети это практически невозможно: там везде камеры и охрана. Какое-то время назад один мусульманин попытался выступить, его через минуту выгнали. Больше в храме он не появлялся. Так что теоретически группы могут формироваться в здании мечети. Но чтобы что-то обсудить, они собираются или на квартирах, которые снимают, или в ближайших кафе. Знаю, что раньше узбеки договаривались о встречах в халяльном магазине рядом с Соборной мечетью. Но потом в магазине сменился хозяин и запретил там собираться. Мусульмане – этнические узбеки – стали встречаться в ближайших к мечети кафе, их и сейчас можно там застать.
– Узбеки, которые в последнее время приезжают в Петербург на заработки, в основном не слишком образованные, не сильно религиозные люди. Хороших ораторов среди них не встречал. Радикально настроенные ораторы толкуют им шариат и хадисы (Предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разные  религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. – Ред.) не так, как это трактуют исламские учёные. Малообразованные слушатели подсаживаются на эти лекции. Конечно, они в меньшинстве.