В Петропавловском соборе каждые субботу и воскресенье проходят вечерние богослужения. К шести часам из императорской усыпальницы вежливо начинают выпроваживать экскурсантов. Женщины, прислуживающие в храме, закрывают стендом приход великомученицы Екатерины, где захоронена семья Николая II. Стенд завешивают тканью.

– Церковь пока не признаёт останки царской семьи, поэтому в службе они не участвуют, – говорит прихожанка Анастасия.

Архимандрит Александр в самом начале службы окуривает помещение собора ладаном, подходит ко всем царским надгробиям, кроме того, где покоятся Николай Второй и его семья.
– Службы в Петропавловском соборе начались в 2001 году, спустя три года после  церемонии захоронения, – рассказал  Metro прихожанин  Александр Ивановский. – К этому времени царскую семью канонизировали. Несмотря на то что церковь не признала останки, многие, кто приходил сюда – на службу или просто днём, когда собор открыт для туристов, – ждали чудес и даже тайно молились в приходе великомученицы Екатерины. Но ни одного чуда за 17 лет не случилось, по крайней мере о них никто не заявлял...

С чистого листа
На прошлой неделе захоронения вскрыли, из скелетов Николая II и императрицы Александры Фёдоровны взяли частицы для очередной экспертизы. В процедуре участвовали Следственный комитет РФ, представители семьи Романовых, администрация Музея истории Санкт-Петербурга. Церковь представляли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

– Чудеса в данном деле – не главное, – сказал Metro Всеволод Чаплин. – Возможно, они и не случаются, потому что останки не признаны церковью. Просто в 90-х, когда проходила экспертиза, представителей церкви не допустили к ней. Может, предыдущее исследование проходило на основании одного зуба? В этот раз была проявлена особая скрупулёзность. Пробы для экспертизы брали из разных участков скелета, в том числе из черепа, из мумифицированного мозга. Все это фиксировалось на видеокамеру. Новая экспертиза позволит исключить версию о фальсификации событий, связанных с убийством царской семьи.
Учёные сравнят частицы костей Николая Второго и императрицы с останками цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Дополнительными «участниками» эксперимента станут частицы крови на мундире Александра II – деда Николая II.  Представители церкви сами выбрали этого «свидетеля», и, возможно, капелька крови поставит точку в их сомнениях.
По делу об убийстве царской семьи снова возбудили уголовное дело. Как утверждают представители Следственного комитета, это формальность: иначе не провести эксгумацию и экспертизу.  

– Мы готовимся к церемонии захоронения останков цесаревича Алексея и княжны Марии, но дату могут перенести, – говорит начальник пресс-службы Музея истории Санкт-Петербурга Ольга Скоробогатая. – Мы узнаем об этом накануне.

– Никто не подвергает сомнению те исследования, которые были проведены много лет назад, – комментирует ситуацию Иван Арцишевский, представитель семьи Романовых в России. – Ни Следственный комитет, ни представители светской власти России, ни Институт генетики. Только церковь не верит. Мы в течение многих лет подталкивали РПЦ провести собственные исследования. Наконец они согласились. Хотят сравнить останки с частицами крови на мундире деда Николая II? Это их выбор, их право. Можно взять любые останки – хоть Александра I, хоть Петра I – всё равно результаты должны совпасть, тут нечего волноваться. При условии, что исследование, инициированное Русской православной церковью, будет проведено честно и правильно.

Эксперт: Мощи нужно открыть для верующих

– Если церковь канонизирует кого-либо, то  останки этих людей автоматически признаются мощами, – говорит настоятель храма Святого Спиридона в городе Ломоносове отец Олег. – Не обязательно, что там, где есть мощи, должны совершаться чудеса. Ведь всё чудесное происходит по вере людей. Вот, например, ежегодно к мощам святого Спиридона в Греции прикладываются тысячи людей, а чудеса случаются не со всеми...

  Если РПЦ признает останки царской семьи подлинными, то будет жаль, если их захоронят. Хотя бы частички нужно было бы открыть, чтобы люди могли приложиться и попросить о чём-то своём.