Олимпиада-80 для страны стала полным и безоговорочным триумфом. 195 медалей, из них 80 золотых, заработали наши спортсмены. Почему мы победили с таким отрывом и как сложилась судьба героев Олимпиады-80, вспоминают чемпионы. Татьяна Казанкина: "Слежу за судьбой каждого чемпиона из Петербурга".

Тане Казанкиной в 1980-м было всего 29 лет. За плечами – Олимпиада-76 в Монреале, где Татьяна стала двукратной олимпийской чемпионкой по легкой атлетике. Незадолго до Московских международных игр у Татьяны родилась дочь. – Я выступала у себя дома, смогла подтвердить олимпийский титул, – рассказывает Татьяна Васильевна. – За нас болела вся страна. Это был настоящий праздник. Для Казанкиной Олимпиада-80 стала последней. – Выступая и тренируясь, я училась в аспирантуре, – рассказывает чемпионка. – Когда закончилась моя спортивная карьера, пришла в Университет имени Лесгафта. Позже пригласили работать в Комитет по спорту и физической культуре. Теперь Казанкина еще и ведет спортивную программу на одном из петербургских каналов. – Я прекрасно понимала, что спорт – это не навсегда, в отличие от некоторых моих коллег.?Но я, работая в Комитете, слежу за судьбой чемпионов, которые живут в Петербурге. Если нужна помощь, в том числе медицинская, мы помогаем.Владимир Дорохов: "Тренером стать не получилось".

Сейчас чемпион Олимпиады по волейболу Владимир Дорохов на заслуженной пенсии, почти все время живет на даче. Правда, в конце июля собирается выбраться в Москву – на встречу с олимпийцами 1980-го года. – 30 лет назад я испытал настоящую эйфорию, – вспоминает Владимир Вячеславович. – Но потом все закончилось. Я получил экономическое образование, но по специальности не работал. Хотелось стать тренером, но – не получилось. Молодежь меня вытеснила, видимо, я упустил свое время. Из спорта меня вытолкнули и забыли. Сейчас я пенсионер, как многие мои товарищи-олимпийцы. Кто-то уже умер. А я жив, значит, мне повезло. Вера Комисова: "Мой олимпийский мишка жив до сих пор".Для олимпийской чемпионки в беге на 100 метров с барьерами большой спорт начался с ангины. – Начались осложнения на почки и печень, – рассказывает Вера Яковлевна. – Но болезнь я победила и попала в сборную СССР. Не скажу, что я сильно переживала перед соревнованиями. Просто чувствовала в себе силы стать первой. И стала. Через год после Олимпиады-80 Вера Комисова родила дочь и стала готовиться к следующей. Но в 1984-м сборная СССР саботировала игры в Лос-Анджелесе. Потом Вера снова заболела и решила уйти из спорта. – От тренерской работы я отказалась сразу, это не мое. Стала преподавать физкультуру в Университете имени Герцена. А об Олимпиаде напоминает мишка. Он жив, даже цветной ремешок с кольцами сохранился. А все потому, что я не разрешала своим детям хватать его за уши.

На церемонию не жалели средств

К Олимпиаде-80 в Москве было построено 78 объектов, один из самых известных – международный аэропорт "Шереметьево-2". Накануне за 101-й километр отправили всех нежелательных элементов – бомжей, проституток и уголовников, а также представителей неформальных объединений молодежи.?В столице была проведена операция "Ночная Москва", в результате которой были задержаны 20 воров в законе. Их доставили в здание МВД, где настоятельно попросили избавить столицу от эксцессов. Чтобы на закрытии Олимпиады-80 олимпийский мишка взлетел в небо, несколько лет работали два института. Всего на организацию Игр было израсходовано 2 миллиарда рублей.

Как это было

Часть билетов были проданы заранее в США и ФРГ – страны, которые саботировали Олимпиаду-80.

1 Самым "взрослым" спортсменом стал 70-летний яхтсмен Красимир Крастев из Болгарии. 2 Самым молодым – 13-летний пловец Жорже Лима из Анголы. 3 Больше всех наград завоевал гимнаст Александр Дитятин из Ленинграда (8 медалей).4 Самые дешевые билеты для зрителей стоили 30 копеек.

Мишку съела моль

Олимпийского мишки давно нет. Долгие годы символ валялся на складах ВДНХ, пока его не съела моль.Мало кто знает, что автор талисмана той Олимпиады – иллюстратор Виктор Чижиков – придумал своего героя во сне.

– Уже было принято решение, что символом станет медведь, – вспоминает Виктор Александрович. – Но какой? Самого мишку – с добрыми глазами и улыбкой на белой мордочке – я нарисовал достаточно быстро. А вот куда пририсовать ему олимпийские цвета, думал полгода. И однажды мне приснился пояс. Я вернулся к своему медведю и довел работу до конца. Наш символ получился похожим на штангиста, взявшего вес и от этого очень счастливого.

Тогда, в конце 70-х, с художником Виктором Чижиковым так и не заключили авторский договор. – Мой мишка продается и сейчас – есть игрушки, футболки с его изображением, он стал героем непонятных мультфильмов, – говорит Виктор Александрович. – Все это неприятно, но ничего не поделаешь. Мне бы хотелось реанимировать своего мишку на Олимпиаде-2014 – например, дать ему в лапы лыжи.