Корреспонденты Metro побывали на предпремьерном показе ленты “Ещё один год” – нового фильма Оксаны Бычковой. Имя режиссёра, возможно, и не на слуху, но её фильмы – "+1" и, конечно, "Питер FM" – видели почти все. До российской премьеры почти месяц: фильм выйдет в широкий прокат 15 января 2015 года. Metro расскажет, почему "Ещё один год" обязательно надо посмотреть.

Одна из самых оптимистичных авторов в российском кино, Оксана Бычкова неожиданно для зрителей выпустила фильм, который лучше всего вписывается в рамки жанра трагикомедии. Это очень тонкая и искренняя картина, а отдельное и несоменнное её достоинство – достоверность фона, на котором всё происходит. Радость узнавания деталей российской жизни в конце нулевых – начале десятых годов только придаёт правдивости хрестоматийному сюжету.

Сюжетно это своего рода ремейк картины Павла Арсенова 1979 года по пьесе Володина “С любимыми не расставайтесь”, а на самом деле – простая, "на все времена" история молодой и не слишком опытной пары в первом браке. “Ещё один год”, если коротко – история о том, как двое людей не могут друг друга понять.

Как рассказал исполнитель главной мужской роли Алексей Филимонов, образ Комара дался ему легко и без сопротивления – актёру почти ничего не пришлось играть.

– Вот я такой. Я считаю, что жена должна быть «за мужем». Мой герой говорит: если ты хочешь быть со мной – будь со мной, я не собираюсь меняться. (пока Алексей говорит, Оксана Бычкова молча кивает, смеясь: он такой и есть, правда. – Прим. Ред.). 

Алексей Филимонов рассказал, что он, как и его герой, не всегда знает, чем он будет платить за квартиру, но считает, что самое главное в мужчинее – способность взять на себя ответственность за семью.

– Это, по сути, готовая инструкция – “Как разрушить свой брак", – рассказала Metro режиссёр и соавтор сценария Оксана Бычкова. – когда мы начали писать сценарий, поняли, что материал, на котором был поставлен фильм 1979 года, использовать просто не получится. И за несколько дней мы практически рассказали друг другу свою жизнь. Многие из этих историй в результате вошли в картину.

Казалось бы – перед нами "хипстерская драма" из жизни двух героев из непересекающихся миров, которых вообще непонятно, что объединяет кроме чувственной любви (секса в фильме много). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что и юная жена не так сильно рада оказаться среди хипстеров, и бросивший её муж неуютно чувствует себя в мирке ковров, домашних солений и водочных рюмок в форме сапожка.

Но разворачивается перед зрителем картина как история "неравного брака": молодая жена работает веб-дизайнером в очень модном издании, а её неприкаянный муж с высшим образованием никак не может найти работу и "бомбит" по ночам.

Женя (её играет молодая актриса Надежда Лумпова) и Комар – не Ромео и Джульетта, которых разделяют непримиримые противоречия. Но в начале фильма они слишком молоды, чтобы понять, что не надо делать так, «как надо» – как предписывают «консервативные семейные ценности» или, напротив, модная среда молодых людей, которые всё говорят в кавычках.

К сожалению, всё, что мешает героям Филимонова и Лумповой – юность, неумение разговаривать друг с другом, «игра» в брак двух не очень зрелых людей – становится преградой, которую они не в силах преодолеть.

И хочется поверить, что традиционный для Оксаны Бычковой открытый финал – на самом деле хэппи-энд – но не получается. Комар так и будет какое-то время метаться между двумя женщинами – пока гордая Женя не перестанет его принимать.

Может быть, именно поэтому ключевая сцена в фильме «Ещё один год», которую попросил сохранить в ремейке Госфильмофонд, так отличается от финала картины «С любимыми не расставайтесь» (Там, напомним, измученная гордостью и тоской героиня Алфёровой кричит, захлёбываясь слезами: «Митя, я скучаю по тебе!..»).

В финале фильма Бычковой сцена перевёрнута с ног на голову – Женя, приходящая в себя после наркоза, несёт бессвязную ерунду, словно ничего и не произошло, не было разрыва и его измены, не было развода. Но всё это было.