Набирающие популярность среди потребителей такие сервисы, как Uber (такси, предоставляющее услугу совместной оплаты проезда. – Прим. ред.) и Airbnb (сайт для поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. – Прим. ред.), вызывают всё больше и больше негатива у традиционных участников рынка. В нескольких городах мира прошли демонстрации таксистов, протестующих против Uber. После того, как Uber стал доступным в 57 странах мир, таксистам приходится сталкиваться с жёсткой конкуренцией. Так, например, в одном Лондоне за три года существования сервиса 20 млн водителей начали пользоваться им.
– Врачи, юристы, агенты по недвижимости и люди из других профессий будут реагировать так же, если в сфере их деятельности заработает подобная схема, – говорит Metro Эрик Гордон, доцент бизнес-школы им. Стивена Росса в Мичиганском университете. – У водителей такси есть весомые причины опасаться такой конкуренции, потому что потребители будут жаловаться на плохое обслуживание и будут требовать альтернативы.

Практика совместного потребления – когда люди делятся друг с другом всем, начиная от скидок в химчистке и заканчивая компьютерами – превратилась из небольшого сообщества в полноразмерную бизнес-модель. Некоторые эксперты утверждают, что к 2015 году экономика совместного потребления охватит половину рынка (с потенциальным доходом в 335 млрд долларов в год).

Алекс Стефани, генеральный директор парковки совместного использования JustPark считает, что практика совместного потребления станет одним из ключевых потрясений экономики XXI века.

Но там, где есть победители, всегда есть проигравшие. Сотрудники некоторых предприятий могут оказаться слишком негибкими, чтобы приспособиться к новой экономической модели.

– Много неудач ждёт тех, кто работает в предприятиях совместного потребления, так как они лишены многих социальных привилегий: медицинская страховка, пенсии и так далее, – рассказывает Metro Стефани.

Сторонники концепции совместного потребления говорят, что такой метод позволяет экономить деньги и даёт больше возможностей. Однако противники считают, что нужно предотвратить развитие такой концепции.

«Риск развития монополии в экономике совместного потребления очень высок. Как и в любой другой отрасли экономики, законодательство должно обеспечивать высокую конкурентоспособность», – цитирует The Guardian Коэна Френкена, профессора Института устойчивого развития в Университете Утрехта в Нидерландах.

– В связи с ростом экономики совместного потребления потребитель стоит перед выбором. «Людям дали полномочия корпораций, – говорит Робин Чейз, основатель компании Zipcar. – А у корпораций появилась возможность производить перемены и становиться более экономически эффективными. Мир экономики меняется, мы должны разработать новые правила, которые будут соответствовать ситуации.

1. Zipcar
Zipcar, американская компания, предоставляющая арендовать соседский автомобиль на пару часов или даже на целый день. Фирма стала одной из первых компаний, действующая на основе концепции «совместного потребления».

2. Manning Canning
Кристина Мэннинг из Торонто создала «съёмную кухню». Деньги на неё она собрала благодаря платформе Kickstarter. Теперь она готовит там на продажу свои джемы. Также на этой кухне могут готовить другие предприниматели.

3. JustPark
Этот британский стартап помогает автомобилистам, не знающим, где припарковать автомобиль, и владельцем частных парковочных мест найти друг друга в любом уголке мира.

4. Heal
Сервис Heal помогает найти доктора, который явится по вызову в течение часа. Сервис начал работать в районе Лос-Анджелеса в конце прошлого года, а на данный момент доступен ещё и в Сан-Франциско.

5. DropTrip
Аналог курьерской доставки. Если вам нужно доставить что-то куда-то, просто напишите об этом на сайте, и человек, отправляющийся путешествовать в нужном вам направлении за небольшую плату сделает это.