Известный кинорежиссёр Эльдар Рязанов скончался в Москве в результате острой сердечной недостаточности 30 ноября. Metro выяснило у коллег режиссёра, каково было работать с Рязановым и что это был за человек.   

Сергей Мигицко (актёр фильма “Андерсен. Жизнь без любви”)

- Мне хочется сказать, что Россия потеряла очень серьёзного художника, творца, созидателя, человека с большой буквы, режиссёра, писателя, поэта, драматурга. Это очень серьёзная потеря для семьи. Я два года провёл рядом с этим выдающимся человеком. И благодарен судьбе за то, что жизнь меня столкнула с Эльдаром Александровичем. Я не просто жил рядом с ним, я у него учился. Я жил в его ауре, я чувствовал его потрясающую энергетику, его выдающиеся творческие и человеческие качества. Честно скажу, это благословение, что у человека было столько талантов и так много успел сделать.

Я работал с ним в “Андерсоне”. Это серьёзная картина. Эльдар Александрвич очень хотел сделать. Много думал об этом кино. Пристреливался к образу Андерсона много лет. Но кино об Андерсоне - это всего лишь малая часть всего того, что успел сделать и сделал Эльдар Александрович и сделал очень качественно, талантливо. Скольким актёрам он дал прекрасные роли, какую плеяду воспитал. У него был прекрасный акёрский ансамбль. Для меня Рязанов - это обыкновенное чудо. Это человек особого толка, особого дара и таланта. Мне его будет сильно не хватать.

Лия Ахеджакова

- Воспоминания ещё очень свежи. Мне звонят каждые две минуты. Я не могу пережить эту утрату.

Анна Фроловцева (играла эпизодические роли в “Гараже”, “Вокзал для двоих”)

- Скажу честно, после смерти мужа к смерти как таковой отношусь философски. Человек родился для того, чтобы умереть, это неизбежно. Это всегда неожиданно. Когда узнала о его смерти, внутри всё сжалось, в голове какая-то мешанина. Больше такого режиссёра не будет - доброго, отзывчивого, талантливого. Тяжело, больно, обидно, но это называется жизнь. Это ждёт всех. Я играла небольшие роли в “Гараже”, “Вокзал для двоих”. Помню, он попросил выручить и сыграть эту небольшую роль, потом что актриса не пришла. Даже для такой небольшой роли, он мне говорил: “Ты должна быть такая и такая”. Я отвечала: “Поняла”. Мы как-то с ним сдружились. Не знаю правда это или нет. Но в “Жестоком романсе” вообще не было роли экономки, которую я исполнила. Говорят, Рязанов спросил: “А что Аня будет у нас играть?” Вот это было настолько приятно, что человек поверил в меня, что доверял мне. И он дал экономке такое же имя - Аннушка. Помню, он всегда говорил: “Аня свой человек”.

Его фильмы любят за искренность, за теплоту, за юмор. В его фильмах есть всё.

Валентина Талызина

Эльдар Александрович дал мне кинематографическую путёвку в жизнь. Он очень хорошо относился к актёрам. Он всегда ждал от актёров какой-то неожиданности и был рад, когда её получал. Мне кажется, что все его фильмы о любви. Он любил людей и хотел, чтобы они были лучше.

Советов он особо не давал. Не могу сказать, что он меня особо чему-то научил. Но я научилась у него лёгкости, как вести себя на съёмочной площадке. Он был одержим своей работой. И был потрясающим человеком.

– Чувство благодарности, любви и уважения к Эльдару Александровичу нельзя передать несколькими газетными строчками, – сказала актриса Ирина Мазуркевич, которая сыграла у Рязанова главную роль в фильме "О бедном гусаре замолвите слово". – Сегодня слова соболезнования можно выразить не только его родственникам, но и всем нам. И всё больше становится людей, о которых я думаю, когда пою: «И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег...». Теперь это будет и Эльдар Александрович. 

Эльдар Рязанов написал несколько автобиографий, повестей. Любил он писать стихи, которые иногда в качестве песен звучали в его фильмах.

– Его знаменитая песня «У природы нет плохой погоды» – это потрясающая песня, а сама строчка стала расхожим афоризмом, – говорит поэт Андрей Дементьев. – Я знал Эльдара хорошо, мы даже были соседями по даче в Ватутинках. Мы с ним общались я его очень уважал. Помню он печатал в нашем журнале «Юность» свою повесть. Он не только выдающийся режиссёр, он замечательный писатель. У него чувство слова было очень развито, он тянулся к поэзии, очень много читал. Был очень общительным человеком. Когда я с ним встречался, я испытывал чувство благодарности, за то, что он есть, что он такой открытый и демократичный. Потому что его слава не поднимала на такую высоту, откуда ему сложно было бы разговаривать с другими людьми. Он всегда оставался на земле. И его поэзия была земной, и его проза, и фильмы. Он говорил о том, что нас всех волнует, о наших проблемах, тревогах.

В фильме "Жестокий романс» звучит песня "Любовь – Волшебная Страна", в которой Рязанов говорит о любви от имени лирической героини.

– Рязанов был очень добрым человеком и поэтом, а поэты – натуры очень сентиментальные и романтично настроенные у них есть момент не то чтобы женственности, а вот такого милосердного, сострадательного отношения к жизни, а это присуще женщинам, – говорит Дементьев. – Женщины более тонкие натуры. Ему нравилось писать стихи, потому что это позволяла ему высказаться другими средствами нежели в кино. Он был талантлив во всём, даже в отношениях с людьми. Он всегда говорил правду и только то, что хотел сказать. Тяжело пережить, что от нас ушёл такой талантливый человек и друг, будем помнить, а своим искусством он остался в нашей жизни навсегда.

Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Один из его учеников – режиссёр Евгений Цымбал, который успел поработать с Рязановым на картинах «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Дорогая Елена Сергеевна», говорит, что Эльдар Александрович никого не заставлял никого быть вторым Рязанов:

– Он мог одобрять или не одобрить что-то, но говорил: «Будьте сами собой, это самая выгодная позиция». Он очень серьёзно и уважительно относился к своей профессии, поэтому он от других требовал того же самого. Он не терпел халтуры, не выносил раздолбайства. Больше всего на свете ненавидел необязательность и нечестность. Он говорил: «Если человек пообещал что-то сделать для фильма, и не сделал, я его прощу в двух случаях: первое – это, когда я буду умирать, второе – когда он будет умирать.

Его фильмы останутся навсегда, потому что в них есть ощущение здравого смысла в них есть мысль, что мы должны надеяться сами на себя. Он говорил, мы должны работать и уважительно относится к своему делу. И сохранять чувство юмора, потому что когда воспринимаешь всерьёз, то наступает крах и конец личности, Человек начинает бронзоветь и превращаться в бетонный монумент, становится тупым и самовлюблённым. Почти все комедианты мрачные в обычной жизни, он мрачным не был, он был исключением. У него было потрясающее чувство юмора. Он мог над собой посмеяться.

Помню, я был вторым режиссёром на картине «Карнавальная ночь-2», и вот он как-то говорит: «Что он там за чушь говорит? Кто это написал? Кто дал ему этот текст?» Я говорю: «Эльдар Александрович, боюсь, что это вы». Он сказал: «Поскольку я сценарист, то могу и переписать». Он мог видеть свои ошибки, исправлять их, прислушиваться к мнению других людей. Его память абсолютно святая, потому что это был по-настоящему великий человек, безо всяких кавычек и усмешек, великий, щедрый, бесконечно талантливый, вообще был очень чистый и порядочный человек.