Известный фестиваль стартует в новом формате. Нововведения в этом году два: мероприятие охватывает только те музеи, которые находятся на Васильевском острове, а формат меняется с ежегодного фестиваля на биеннале.

– Это связано с тем, что в прошлом году, совместно с комитетом по культуре мы запустили ещё один масштабный проект – «Петербургская  биеннале музейного дизайна». Он будет проходить по чётным годам, а «Современное искусство в традиционном музее» – по нечётным, – рассказала директор фонда «ПроАрте» Елена Коловская.

С 26 сентября по 25 октября биеннале будет объединять сразу шесть площадок. Открытие состоится завтра в творческом кластере «Артмуза» на 13 линии В.О, д. 70-72. Там же будет организована выставка, объединяющая все проекты.

Там представлены «реплики» произведений, реализованных в музеях, результаты исследований, сделанных студентами петербургских ВУЗов в музеях-участниках фестиваля, инсталляция екатеринбургского художника Владимира Селезнева "Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям" и фотопроект студентов Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко под руководством Владислава Ефимова.

Но безусловно, каждая из инсталляций заслуживает отдельного внимания. Тем более, что в день открытия между всеми площадками будут курсировать бесплатные автобусы, а пеший путь от одной площадки до другой занимает, в среднем, 15 минут.

Ледокол «Красин»
Филиал Музея мирового океана в Санкт-Петербурге

Проект: "Симфония ветров и маятников"
Автор: ::vtol:: (Дмитрий Морозов, Москва)

Ледокол «Красин» в этом году принял у себя на борту проект аудиохудожника под псевдонимом ::vtol::. Его инсталляция называется «Симфония ветров и маятников». В машинном отделении судна разместились управляемые электроникой вентиляторы и маятники со звукоснимателями. Ударяясь о металлические детали «Красина» они передают звук в динамики, погружая посетителей в «звуковой шторм».

Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Проект: «Она. Звание художника»
Авторы: Маша Годованная, Ярослав Воловод, Яна Михалина (Санкт-Петербург)

В залах академии художеств петербургская художница Маша Годованная представит своё исследование «Она. Звание художника» – коллективное феминистское арт-исследование. Наряду с изучением архивных материалов, «женской истории» Академии художеств, вопросов формирования коллекций Музея Академии со времени основания учреждения, проект «Она. Звание художника» исследует положение женщин в двух институциях, из которых состоит Академия – Института имени И. Е. Репина и Музея Академии художеств.

– Мы собрали интервью выпускниц и состоявшихся художниц, которые вышли из Академии, – рассказывает Маша Годованная. – Задавали вопросы о том, как они себя чувствуют в искусстве, какие у них цели, взягляды.

В одном из залов заработает экспозиция, из диплоных работ так и не ставших известными художницами выпускниц 1900-1970 -х годов.

Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева
Проект: «Роскошные чудовища»
Автор: Саймон Фудживара (Великобритания)

В Центральном музее почвоведения разместился проект британского художника Саймона Фудживары «Роскошные чудовища». Коллажи, собранные  из искусственного меха, по цвету и структуре напоминают выставленные рядом образцы почв.

Мех полностью удален с поверхности ткани – для того, чтобы обнажить прием производства, изготовления. Конструирование одежды, таким образом, напоминает нам приемы археологии, когда для обнаружения глубинной красоты удаляется красота поверхностная.

Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф. Н. Чернышева
Выставка: «Большая метеоритная ловушка»
Автор: Агнес Мейер-Брандис (Германия)

Видеоинсталляция германской художницы Агнес Мейер-Брандис в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени академика Ф. Н. Чернышева представляет новый, художественный способ предсказания падения метеоритов – The Large METEOR T-R-A-P /Terrestrial-Rerouting-Array-Pad: «Большая метеоритная ловушка/Наземная посадочная площадка с матрицей изменения маршрута».

Музей-квартира А. И. Куинджи
Филиал Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств

Проект: «Музей в себе»
Авторы: МишМаш (Миша Лейкин, Маша Сумнина, Москва)

– Мы сами сделаем свой музей-квартиру внутри музея-квартиры Куинджи. Мы покажем там то, что обычно скрыто – стены нашей спальни, дневники, эскизы, предметы-инспираторы, личные фотографии и вещи. Что из этого достоверно, а что нет – пока что зависит от нас. Все эти вещи одновременно и наши, и его, они так или иначе связаны с тем, что мы знаем о Куинджи, а также о музее, а главное, – с тем, что мы знаем о пустоте и ускользании, о памяти и документации. Вторая линия – линия пейзажа, пейзажа как карты важных для нас мест и событий, – рассказывают авторы о своём проекте.

Музей современных искусств им. С.П. Дягилева
Проект: «Сложные вопросы»
Авторы: «Школа молодого художника» (Санкт-Петербург)

Это выставка молодых петербургских художников. Отталкиваясь от места – Музея Современного искусства им. Дягилева СПбГУ, в качестве эпиграфа к этой выставке взята известная фраза Сергея Дягилева из его программной статьи «Сложные вопросы»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Данная выставка – персональные «портреты» молодых художников, живущих и работающих в Санкт-Петербурге сейчас и попытка проанализировать круг проблем, волнующих молодых авторов. В выставке примут участие выпускники образовательной программы «Школа молодого художника» Северо-Западного филиала ГЦСИ и Фонда «ПРО АРТЕ».

26 и 27 сентября вход на все площадки фестиваля будет свободным. На сайте фестиваля Рroartefestival.ru можно более подробно ознакомиться с программой и площадками-участниками.